Все о Верхней Варже (Великоустюгский район Вологодской области)

Все о Верхней Варже (Великоустюгский район  Вологодской области)
Дорогие земляки!
Обращаемся к вам с огромной просьбой: для публикации на блоге поделиться воспоминаниями, фотографиями, фронтовыми письмами
и другими материалами о Верхней Варже и ее жителях.
Ждем Ваших писем по адресу: t.n.n@mail.ru Спасибо!

понедельник, 11 июня 2012 г.

«Родина здесь моя». День покинутой деревни Макарово.

Сценарий.
1Вед.: Добрый день, уважаемые жители деревни Макарово. Сегодня день вашей деревни. Это день памяти, день чести тем жителям, которые когда-то здесь жили. Это и день встречи. А ещё 2006 год юбилейный для вашей деревни, ей - 360 лет! Конечно, неизвестно число и месяц основания вашей деревни, а вот год 1646 помогли установить писцовые церковные книги, данные которых, и помещены в книге «Родословие Вологодской деревни» за 1990 год. Так пусть же сегодняшняя дата - 10 августа - будет, своего рода, днем рождения вашей деревни, несмотря на то, что она давно покинута жителями. И вы сможете отмечать день рождения своей деревни ежегодно. Это так здорово отмечать не только свои юбилеи, но юбилей своей деревни. Ведь она всем вам дорога и близка, потому, что вы в ней родились, в ней прошло ваше детство, юность, а у некоторых - почти вся жизнь. Это ваша «малая родина».
(песня «Где я родился»)

2 Вед.: Сколько сегодня здесь собралось людей, чтоб отметить деревни родной юбилей. Самые теплые слова, пожелания, поздравления прозвучат сейчас в ваш адрес, уважаемые жители д.Макарово.
(поздравление гл. администрации сельского поселения)
(песня «Родники»)
I Вед.: Макарово. Почему так названа деревня точных данных нет. А есть одно предположение. Вероятно, что первым поселенцем на этом месте был человек по имени Макар. Отсюда и корень названия деревни. Первоначально она носила название Макарова Гора.
II Вед.: А сейчас мы с вами поговорим о вашей деревне, о том, какой она была, какие в ней жили люди, чем они занимались, как проводили свой досуг.
I рассказчик: В Клировой ведомости Варженской Николаевской церкви за 1913 год отмечено: д. Макарово: 17 дворов, 70 мужчин, 67 женщин (итого 137 человек), в трех верстах от церкви.
По воспоминаниям же старожилов до войны в деревне было 27 домов, из них:
-одна изба - 8,
 - две избы -13,
- пятистенков - 5,
- большая изба и изба в мостах - 1.
В этих домах проживало 148 человек. Около домов находилось 9 амбаров и 13 колодцев. Деревня Макарово расположена между деревнями: Митихино (разделяет речка Макаровка), Стрюково (речка Стрюканка), от Удачина - речка Варжа. Недалеко от деревни стояли: телятник и конюшня (со стороны д. Митихино), гумно и овчарник (ближе к д. Стрюково). Бани черные размещались возле лога Глубоково. Около деревни всё были поля: Нижнее поле, Акулино поле, Максимово поле. Все поля пахали и сеяли. Да и теперь эти поля не зарастают лесом. Некоторые распаханы и посеяны, другие используются в качестве сенокосных угодий. Раньше деревня была кругом огорожена изгородью. И со всех сторон выходами из деревни служили специально сделанные ворота: Гришкины, Сенюшкины, Офонёнковы, в Максимово поле, в Акулино поле.
Окрестные места имеют довольно интересные названия:
пожни: Долгуша, Верхняя пожня, Нижняя пожня, Согра, Подполица.
полосы: Пески, Середыши, Головки, Черняные полосы, Крутенъкое, Стамики, Зуихи, Плоская, Займошны полосы, Большие полосы, Лывные полосы, Площадные полосы.
лога: Глубоково, Телятник, Сосновый лог, Богородский лог, Езжалый лог, Середний лог, Близенькое.
сенокосы: Угол, Кочковатки.
дальние сенокосы: Заосек, Оброшна, Егоров лог, Куромша.

Все пожни, полосы, лога прокашивали женщины вручную косой горбушей. И то в одном, то в другом месте вырастали, как грибы, стога с сеном, где-то один, где-то два, а где-то и три.
1Вед.: Нельзя умолчать и о том, что у Третьяковой Зои Перфильевны в дому (две избы и боковушка в мостах) размещалась начальная школа. Эти сведения подтверждают и данные, помещенные опять- таки в Клировой ведомости Варженской Николаевской церкви за 1913 год: «Земская в Макаровском открыта в сентябре 1912 года. Законоучитель диакон Владимир Меньшиков, учительница Мария Лобанова».

2 рассказчик: Земледелие, скотоводство - это, конечно, главное занятие жителей деревни. Но надо отметить, что многие жители, кроме этого, умели делать ещё очень многое. Каждая женщина в деревне могла шить и вышивать, вязать, ткать, готовить пищу и песню спеть. А мужчины - топор в руках держать, пиво варить, охотиться, рыбу ловить и т.д. Как гласит народная мудрость: «И швец, и жнец, и на дуде игрец» Короче говоря, в деревне жили трудолюбивые мастеровые люди.
портниха: Буторова Анна Михайловна (у неё была швейная машина, она шила не только для себя, но и для других жителей деревни).
шорник, плотник: Третьяков Игнатий Егорович (он ещё и валенки катал).
плели лапти: Гундерин Михаил Григорьевич, Буторов Алексей Иванович.
2 Вед.: А какие чудные имена были у жителей деревни, вот некоторые из них:
Мужские: Авенир, Акиндин, Арсений, Варфоломей, Игнатий, Иннокентий, Прокопий, Рафаил.
Женские: Августа, Алевтина, Анастасия, Анисья, Апполинария, Гранислава, Евдокия, Евфалия, Капитолина, Клавдия, Кристина, Любава, Платонида, Феодосия, Фивея.


3 рассказчик: Во время коллективизации деревня сначала входила в колхоз «Комбинат». Кроме Макарова в этот колхоз входило ещё 5 деревень: д.Митихино, Мякинницыно, Андроново, Марилово, Удачино. Первым председателем колхоза работал Беляев Александр Павлович. Затем произошло разъединение и был образован новый колхоз «Коллективист» (д. Макарово, д. Митихино). Председателем колхоза работал Третьяков Егор Егорович, счетоводом - Попов Павел Федорович. Ну, а позднее все колхозы В.Варжи объединились в один общий колхоз имени Ворошилова, а потом в колхоз «Родина». Так как в колхозе не было зерносушильного хозяйства, то всё колхозное зерно сушили на частных печах. И засыпали зерно тоже в частные амбары. Уже после войны была построена сушилка под д. Митихино. Лён тоже сушили на частных печах. И вот однажды у Поникаровской Александры Алексеевны загорелся лён, который сушился на печи. Вероятно, на печи была дырка, и поэтому произошло возгорание. Так как это случилось утром, то пожар быстро потушили.
I Вед.: Некоторые жители деревни оказались жертвами политических репрессий.
-   Жерихин Павел Иванович, простой колхозник, в семье у него было 6 детей (все они участники В.О.в., трое вернулись с войны, а трое - погибли).
-     Белых Яков Андреевич, 1884 года рождения, жил в д. Макарово, работал в д. Мякинницыно фельдшером. Имел семью: 7 детей (2 сына и пять дочерей). Жена - Ольга Васильевна. Арестован Яков Андреевич 15.11.37 г. РО УГКВД, умер в тюремной больнице 03.06.38 г., реабилитирован 11.03.92 г. по закону от 18.10.91 г. «О реабилитации жертв политических репрессий».
-    Щапков Василий Павлович (учитель) тоже был арестован за прямое слово, сказанное на собрании, из заключения не вернулся.
II рассказчик: Люди в то время в деревне работали задорно и веселились здорово. В Рождество наряжались ряжеными, ходили по домам, и кто чем мог, угощали ряженых, гадали, проказили. В Масленицу блины пекли, на катушку ездили кататься под Малиново и у себя в деревне катались. «Бобра катали» (брачную пару, жившую вместе первый год катали на санях и просили с них угощения). В Пасху ходили на пляски. Пляски проходили то в одной деревне, то в другой. И у себя в деревне плясали в основном не в жилых домах, чтобы никого не беспокоить. Летом ходили на гулянки на Качаловский угор, под д. Ивернево, что в Нижней Варже. На гулянке девки ходили со своими гармонистами. В Макарове на гармони играли: Третьяков Александр Васильевич, Третьяков Аркадий Игнатьевич, Пашинский Валентин Николаевич. Про Варжу, про свою деревню Макарово, про своих гармонистов девки складывали и пели озорные частушки:

 Верхневарженска сторонушка
Из милых милая.
Ой, как я её люблю,
Товарочка любимая.

- Кабы Варженски угоры,
 Кабы Варженски пески.
Кабы Варженского дролечку
Так не было тоски.

Раньше Варжу не любила,
Варжу ненавидела.
Теперь дролечка из Варжи,
 Стала Варжа милая.

- На Макаровский угор
Повешу кадочку с водой.
 Ходи милый умывайся
Холодяночкой водой.

-Попрядуя попряду
У кудели бороду.
 По Макарову иду,
 Думаю по городу.

К нам Макаровцы идут,
Как за речкуперейдут?
Ни доски, пи лавинки,
Попадут, не маленьки


Вы, макаровцы, уроды,
Городите огороды.
 Наши кони попадают
Ваши озими съедают

 От Макарова отваливают
Двое в синеде,
Вижу Санка по походочке,
 Аркашу по игре.

Вот и Саня, вот и Саня,
Вот и Саня заиграл.
Нас молоденьких девчоночек
Опять зауважал.


Я пласала и устала,
А не знаю ты каков.
За веселую игру
Спасибо, Саня Третьяков.


На Макарово идти,
 Бугорки да ямки.
Там ребята атаманы,
 Девки хулиганки.


На Макарово идти,
Дороженька дугой - дугой.
Раньше было интересно,
А теперь махнем рукой.


В деревне жили женщины, которые очень хорошо пели. Это сестры Третьяковы (Антонина Михайловна, Павла, Енафа, Мария), Белых Ольга Васильевна, Буторова Анна Петровна, Жерихина Александра Алексеевна, Ворошнина Кристина Григорьевна. С песней они не расставались ни в праздники, ни в будни. Когда женщины летом возвращались с песнями с дальнего сенокоса, деревенские ребятишки усаживались на ворота и слушали их пение. Пели, в основном, русские народные песни, такие как:

- Вы не вейтеся черные кудри.
-Запад погас и лучи догорали.
- За дальней угрюмой рекой.
- Знаю ворон твой обычай.
       -  Мамашенька ругала за милого дружка.

Особенно выделялась своим голосом и очень любила петь Третьякова Антонина Михайловна. Про её голос говорили, что он «густой, бархатный». Послушайте одну из её любимых песен «Как долги дни, как долги ночи».
Ну а при колхозах, в Октябрьские варили пиво, пекли булки из пшеничной муки, варили суп (колхоз этим занимался). Собирались в одну избу и веселились. Затем, когда появился в Мякинницыно клуб, стали ходить туда в кино и на танцы. Танцевали под гармонь при свете ламп. Гармонисты сменяли друг друга поочередно. Гармошек переливистых звон не умолкал до утра. Не только танцевали, но и играли в разные игры. Заведующая клубом была уже пожилая женщина, она организовывала досуг молодежи. И отдыхали молодые люди до четырех утра. А сейчас откроют клуб вечером один, два раза в неделю, да и то до 23.00, до 24.00 часов ночи, остальное время молодежь вынуждена болтаться на улице.
V рассказчик: Сегодня нельзя умолчать и о трудных военных годах. Эта война осталась в вашей памяти навсегда, т.к. это был самый трудный период жизни, как в городе, так и в деревне. На фронт из деревни Макарово ушло 36 мужчин. Когда мужчины ушли, то вся тяжесть с/х работ легла на плечи женщин, детей, стариков. Люди работали от зари до зари. В посевную вставали в три часа утра и уезжали на лошадях пахать, боронить, сеяли с лукошка горсточками.

Так было и в сенокос, вставали тоже в три часа и уходили косить. Косили вручную горбушами. Часов в семь приходили позавтракать, управлялись и опять шли косить, работали до 10 часов вечера. В уборочную все поля выжинали серпами. Серпом ведь много не нажнешь, всего лишь горсточку. И вот так горсточка за горсточкой, получалась кучка. Кучку эту связывали в сноп и ставили в суслоны. Когда суслоны выполяют, снопы возили на лошадях и складывали в скирды (корасы), потом обмолачивали. На гумне была молотилка, которая работала от конного привода (две лошади, которых гоняли по кругу ребятишки, приводили в движение эту молотилку). Рожь узревала, её в первую очередь и жали, снопы обмолачивали руками. Брали, сколько руки заберут и хвостали или о бревно, которое было на высоте около метра (а то и выше) или ложили бороны вниз зубьями и о перекладины хвостали. Таким образом, выколачивали зерно. Работали все от мала до велика. Дети тоже чем могли, помогали взрослым. Женщины учили их работать. В летние каникулы дети пололи сорняки, загребали сено, возили копны сена к стогам, рано утром ещё по росе бегали босиком в поскотину за лошадями, чтобы днем работать на них. Боронили черный пар, вывозили навоз на поля, свозили снопы с полей на гумно, пасли коров, телят. А те, кто постарше (14 - 15 лет) выполняли работы со взрослыми наравне. Они пахали, косили, метали сено, возили на лошадях зерно для сдачи государству. Все военные годы колхозные поля обрабатывались, убирали вовремя хлеб, лён. Зимой дети учились, хотя не у всех была одежда и обувь, писали на старых брошюрах и книгах между строчками. Чернила делали из сажи и дубовой коры. Уроки готовили при свете лучины. Занятия заканчивались 15 мая, отличники освобождались от экзаменов и сразу же шли на колхозную работу. В сентябре вместе с учителем убирали с полей картошку. Бригадир Галина Николаевна Пашинская ласково относилась к детям, честно начисляла трудодни, на которые почти что ничего не получали как взрослые, так и дети. Зерно сдавали государству, часто засыпали на семена, а что оставалось, выписывали на трудодни. Остатков было очень мало, поэтому и трудодни были дешевые. А когда неурожай - ничего не давали, поэтому об изобилии хлеба приходилось только мечтать. Голодали взрослые и дети. Весной и летом в пищу
использовали хвощ полевой, щавель, крапиву, гнилушки, клеверные шишки, причем на поле рвать их было нельзя, вот и рвали около дороги или ещё где-нибудь, но только не на поле. Подспорьем служили грибы и ягоды. Да ещё у всех тогда были приусадебные участки по 25 соток, так вот с этих участков в основном и питались. Кто держал коров и другую живность, облагали налогами. Молока надо было сдать государству 300 литров, 50 кг мяса (в живом весе), 30 штук яиц. Коров держали, а молока не едали. Давали обрат: на 1 литр сданного молока 0,7 литра обрата. Вот и ели обрат. Если в семье были маленькие дети, то им немного оставляли цельного молока. Была проблема и с дровами, не на чем было их привезти, т.к. лошади использовались на колхозных работах. Бывало ходили зимой в лес на саночках, чтоб нарубить и притащить хоть немного дров, чтобы истопить печь. Как и до войны, колхозное зерно сушили на печах колхозников: засыпали мешок зерна в печь, назавтра выгребали и заметали до зернышка. Поникаровскую Александру Алексеевну осудили за то, что она сушила колхозное зерно ржи в своей печи и последние зернышки, которые замела с пеплом, она положила в чугунок и сварила, чтоб накормить своего ребенка. У неё не было никакого скота, поэтому ни молока, ни мяса в доме не велось, есть абсолютно было нечего, кроме травы. Её пятилетний сын Толя плакал и просил есть. Вот она для его спасения от голодной смерти и сварила эти зернышки. Об этом узнала соседка и доложила колхозному начальству. И нагрянули к Александре Алексеевне колхозные представители, взвесили эти зернышки вместе с чугунком и водой, оказалось будто бы 2,5 кг. Вот за это дали Александре Алексеевне срок 5 лет. Ребёнка отправили в детдом. После окончания срока в деревню она не вернулась, нашла работу, получила жильё и забрала сына из детдома. А когда приезжала сюда в гости, то говорила: «Слава Богу, тюрьма помогла уехать из деревни и избежать голодной смерти».
Третьякова Ольга Ивановна тоже попала под суд за то, что положила в платок немного зерна и в узелке принесла домой. Её выдала собственная 15-летняя дочь. По наивности, конечно, думала как лучше, а вышло 8 лет тюрьмы. После тюрьмы Ольга Ивановна домой не вернулась. Уехала в город к детям.

Несмотря на трудности жизни, люди не унывали. Иногда в короткие часы отдыха собирались вместе и пели песни. Особенно популярной была тогда песня (как на фронте, так и в тылу) «Катюша». Пели и плясовые песни, одни пели, другие плясали и наоборот.
Послушайте одну из плясовых песен «Я млада была не кашивала».
Да, люди в деревне делали возможное и невозможное «Все для фронта, все для победы!» Они не запустили ни одного клочка пахотных и сенокосных угодий. Люди твердо верили в победу над врагом. В этом их уверяли в своих письмах фронтовики.
Звучит песня «С победой приеду!»
II Вед.: И этот день настал. В школе отменили занятия, т.к. учителя- агитаторы пошли в каждую деревню для того, чтобы рассказать о победе. Их, конечно, опережали дети. Они кричали каждому встречному об окончании войны. Женщины плакали, надеясь, что придут их мужья домой. Но не всем суждено было вернуться с полей сражений Великой Отечественной. 18 мужчин из д. Макарово погибли во имя того, чтобы на земле был мир и покой.
Давайте вспомним их имена:


Буторов Василий Васильевич.
                              Буторов Иван Васильевич.
Буторов Михаил Иванович.
Буторов Федор Афанасьевич.
Ворошнин Михаил Иванович.
Жерихин Александр Павлович.
Жерихин Анатолий Павлович.
Жерихин Василий Павлович.
   Ивонинский Анатолий Алексеевич.
Пашинский Николай Иванович.
Попов Дмитрий Васильевич.
Попов Павел Федорович.
Третьяков Арсений Михайлович.
                             Третьяков Авенир Федорович.
                              Третьяков Владимир Васильевич.
                               Третьяков Иван Васильевич.
                             Третьяков Иван Дмитриевич.
 Третьяков Прокопий Прокопьевич.

Почтим же их память минутой молчания.

У Алексея Недогонова есть такие строчки: «Из одного металла льют за бой, медаль за труд». За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. были награждены:
Ворошнина Евдокия Ивановна.
Мазихина (Третьякова) Александра Федоровна
I Вед.: Голод, холод, великую нужду пришлось пережить людям деревни в годы войны, да и после. Всё это испытали на себе и дети.
«Не ко времечку родились,
 Не ко времю расцвели».
После войны многие подростки уехали в город учиться.
Великоустюгское педучилище закончили:
- Белых Ия Яковлевна (учитель начальных классов),
 - Белых Клавдия Яковлевна (математик),
-Третьякова Антонина Михайловна (учитель начальных классов), - Третьяков Аркадий Игнатьевич закончил Вологодский пединститут
(историк).
Великоустюгское медучилище:
-Буторова Маргарита Семеновна (медсестра),
 -Третьякова Капитолина Александровна (медсестра),
- Утусикова Мария Михайловна (медсестра).
Третьякова (теперь Мазихина)  Александра Федоровна закончила курсы трактористов в 1939 году, а 1940 году начала работать в Усть-Алексеевской МТС на колесном тракторе. Работать приходилось в Усть-Алексееве, Теплогорье, Нижней Варже и Верхней Варже. Три года работала бригадиром тракторной бригады. Много трудностей пришлось испытать. Ремонтировать трактор приходилось в неотапливаемых гаражах. 12 лет проработала Александра Федоровна трактористкой, всю войну и в послевоенные годы. После войны вышла замуж. Из-за тяжелой работы не донашивала детей, три выкидыша было. В 1957 году не стала работать на тракторе и в семье, как положено, появился долгожданный ребенок. А потом она работала телятницей, на разных работах в колхозе.
Асом хлебопекарного дела из д. Макарово является Буторова Валентина Павловна. В 1952 году после окончания 8-ми классов начала Валентина Павловна работать в Усть-Алексееве на хлебопекарне рабочей. Затем окончила курсы в Вологде на пекаря. С 1957 года стала работать в хлебопекарне Минино и работала там до 1965 года. Было очень трудно работать, ведь труд тогда был полностью ручной. Муку месили руками в деревянных ящиках, носили воду в ведрах, за дровами ездили сами на лошадях, разделывали дрова тоже сами. Даже за мукой в Усть-Алексеево ездили на лошадях сами. А вы ведь знаете, какие тогда были угоры. Лошади в угор не шли с возом, приходилось стаскивать мешки с возу, чтобы лошадь смогла выйти в угор. Хлеб был весовой, делали два оборота. Вначале работали вдвоем с пожилой уже женщиной, а потом стала работать одна, поэтому выходных на хлебопекарне Минино Валентина Павловна почти не видела. Только до двух часов дня занималась домашними делами, а потом опять шла топить печь, чтобы не остыла. А жила ведь не в д. Минино, а в Макарове, была семья, дети. Хорошо мать родная выручала, управлялась по хозяйству, нянчилась с детьми. С 1965 года стала работать на хлебопекарне Мякинницыно. Работала и в будни, и в праздники. Болезнь переносила на ногах. Не посмела перейти на другую работу, хотя даже дети предлагали ей идти работать телятницей в Стрюково, ближе к дому работа. Уходила из дому на 15-16 часов, приходила в полночь, ведь ходила всё пешком. Дождь или снег, половодье или грязь, темная ночь ли нужно было идти на работу. Только последние три года ездила на лошади. Работала без оглядки, старалась накормить людей. Своему мастерству Валентина Павловна научила многих. Её ученики: Ямова Н.Я., Здрогова П.А., Черторыжская Н.В., Буторова Г.В., Полицинская В.А., Здрогова Г.Г., Буторова З.К. Немало испытаний выпало на долю Валентины Павловны, но она не сломилась, не пала духом, выстояла, выдержала. Такими же тружениками выросли и её дети, сыновья Александр и Иван.
Ветработники: Ворошиина Александра Александровна и Шульгина Зинаида Александровна. А в печати их называли «Айболитами из Верхней Варжи». Они всегда спешили на помощь к животным, были умелыми специалистами. Зинаида Александровна до сих пор дает ценные советы по тому или иному случаю.
Мы приветствуем Ворошнина Вениамина Михайловича, который родился 23 декабря 1941 года в д. Макарово. В 1957 году закончил школу, работал в колхозе. В сентябре 1960 года ушел в армию. После армии осенью 1960 года уехал в г. Мурманск и работал в объединении «Севрыба», ходил в море рыбаком. В 1994 году закончил трудовую деятельность и начал строить дом в д. Ворошнино, закончил в 1997 году. Так с тех пор там и живет.
Третьякова Вивея Петровна родилась 14 июня 1924 года в д. Макарово. Закончила 3 класса в Струковской школе. Всю жизнь Вивея Петровна работала на родной земле, пахала, боронила, правила плуги и косы, была конюхом, дояркой, телятницей. Познала тяжесть войны, пришлось побывать и на лесозаготовках.
Дернова Мария Ивановна тоже не покинула свои родные места и проработала всю жизнь на родной земле.
Пашинская Апполинария Леонидовна (1928 г.) (родилась в д. Антушево, но впоследствии жила в д. Макарово) закончила всего два класса, когда ей было 10-11 лет всю посевную на лошади проработала. В 13 лет угнали в лес в Половец (лесопункт: 4 барака, баня, столовая). Две зимы водилась там с лошадьми. Приедут рабочие из леса, её дело было принять лошадей, накормить, напоить. В 15 лет дали собственную лошадь, трелевала лес. С 16-ти по ледянке возила лес на Стрельну на катище.
Девки, Стрелъна, девки, Стрельна,
Стреленски деляночки.
Надо к Стрельне привыкать,
Позабывать гуляночки.

Потом на Северной зиму работала, тоже лес возила. Вернулась домой, вышла замуж. Водилась с телятами на Минине, затем дояркой на ферме Стрюково. От коров и на пенсию пошла. Сыновья Апполинарии Леонидовны Василий и Иван тоже остались жить на родной варженской земле.
Михайловская Гранислава Леонидовна родилась в 1939 году, закончила 5 классов в Соболеве, год ещё поучилась на Старине. Очень любила лошадей. Эта страсть передалась ей от сестры Апполинарии. Она сначала посадила Граниславу на корову, потом на быка, а уж потом на мерина. В школе всё в окошко глядела - скоро ли домой, к лошадям. Боронила в колхозе, надоест сидеть на лошади, слезала, садилась на борону, потом снова на лошадь. С 14-ти лет возила почту с Мякинницыно по колхозу «Показатель». С 15-ти лет, почти 9 лет работала весовщиком в колхозе, фуражиром (корма возили по фермам). За автолом, керосином ездили в Усть-Алексеево с бочками на лошадях. Сама выезживала лошадей. Понравиться жеребец, своего отдавала, а нового снова объезжала. Работала дояркой на фермах: Стрюково, Мякинницыно, Марилово.
II Вед.: Невыносимые жизненные условия в военные и послевоенные годы вынуждали людей покидать родные места и искать себе пристанище на стороне, чтоб избежать голодной смерти. Так год от года деревня редела, жителей становилось всё меньше и меньше. И в 1983 году осталось в деревне 4 человека: Буторова В.П. с сыновьями Сашей и Ваней и Третьякова Софья Ивановна. Зимой наметало такие сугробы снега, что было трудно выбраться из деревни до большой дороги. Эта проблема вынудила и последних жителей покинуть родную деревню. В октябре 1984 года все они переехали в д. Мякинницыно. Правда некоторое время в деревне жили дачники: Александр Прокопьевич Колотов со своей женой Зинаидой Васильевной. Жили они только летом. Теперь они вот уже два лета здесь тоже не живут. Так деревня опустела, хотя:

Всё знала:
 И горе, и лихо.
 И счастье –
Цвела почти над рекой
 А нынче деревня Макарово
Ушла на вечный покой.

На старый плетень с паутиной
Нависла поленница дров..
 И кроме тоски журавлиной,
 Вокруг никаких голосов...


(песня «Домик у дороги»)
Чтец
Эх, угоры высоки!
Словно странник древний,
 Погляжу из-под руки
На свою деревню
Огонёчки-то уже
 Не светятся в окошках, 
Привели меня к тебе
 Вновь мои дорожки.
 Коль тоска брала до дна,
 Ноги к тебе мчали,
 Отпускала ты одна
 Все мои печали.
 Всё не вечно под луной,
 Долго ль нынче сгинуть?
Да и ветер верховой
В спину, в спину, в спину!
 Вон крапива на меже
Да ольховник в силе,
 Кузни старой нет уже,
 И кузнец в могиле.
Заросла река травой,
 Камышами с тиной,
Не идет пастух хмельной

С песней за скотиной
 Тяжело свой крест нести
Надобно терпенье...
 Ты нас, Господи, прости!
Да надо ль нам прощенье?
Эх, угоры высоки,
Слуды да увалы.
 Стой, деревня, у реки,
 Как века стояла!


                                                                                                              М. Рыбин.

Составила - Ворошнина Тамара Васильевна

Комментариев нет:

Отправить комментарий