Продолжение. Часть 4.
«У нас поют - как сказку сказывают», -поясняли женщины в деревне Мякинницыно. И действительно, неторопливая, обстоятельная манера распева, пожалуй, наиболее ярко характеризует местный музыкальный стиль. Варженские певицы никогда не поют слишком громко и напряженно, хотя всегда песня у них звучит в полный голос. Характер излюбленных музыкально-поэтических образов, песенных интонаций удивительно созвучен их манере говорить, рассказывать, степенным их движениям, мягкости и сердечности в общении друг с другом.
Песенницы деревень Ворошнино и Мякинницыно. 1977 г.
Местному песенному стилю присуще развитое многоголосие, удивительно наполненная, «пульсирующая» вертикаль, где каждый тон возникающего созвучия как бы «развернут», украшен проходящими и вспомогательными звуками. Вместе с тем в песнях Варжи нет протяженных распевов, диапазон голосов невелик, в композиционном отношении песни не сложны. Зато тонкая, иногда едва уловимая слухом «игра» высоких и низких ступеней на протяжении одной песенной строфы наполняет звучание особым интонационным богатством. Такая «игра» более всего присуща лирическим песням.
Ладовая опора на кварту и квинту, мелодическая самостоятельность каждого из двух ведущих голосов обусловили особое, варьированное интонирование терцового и секстового тонов. Терция, как и секста, может, в соответствии с логикой мелодического развития, Менять наклонение на протяжении одной строфы или от исполнения к исполнению. Однако такая «игра наклонений» не осознается исполнителями как специфическое выразительное средство: колорит создается ими непроизвольно. Главным выразительным моментом для них является ясное и координированное для всех участников ансамбля произнесение песенного текста, стиха («вместе выводить на поворотах»), а ладовая окраска не так важна. Важно другое - замечательное ощущение голосоведения, чувство ансамбля, при котором все изменения ладового наклонения безошибочно угадываются партнерами. В экспедиционных записях имеются различные по наклонению варианты песни «Недозрелая калинушка»', записанные в один и тот же день от одного коллектива, и всегда строй, который «задают» запевала и исполнительница, ведущая верхний голос, поддерживается и развивается остальными участниками коллектива.
В ансамбле, особенно небольшом, таком, например, как ворошнинская «пятерка» подруг-мастериц, каждая из певиц придерживается излюбленной мелодической линии, обусловленной возможностями ее голоса и функциональностью голосов в фактуре. В пении ансамбля основное внимание уделяется крайним голосам, которые и являются ведущими. Пространство между этими голосами часто заполняется терцовыми созвучиями, придающими звучанию своеобразную полноту. В особо важных моментах (на основных опорных тонах) голоса сходятся в унисон.
В Ворошнине запевает обычно Агния Федоровна Ворошнина, обладающая низким, густым по тембру голосом. Она и ведет основную линию нижнего голоса. Однако как правило тембровая окраска крайних голосов в хоровой партитуре варженских песен не очень отличается друг от друга. Ворошнина Александра Федоровна владеет мастерством ведения обеих основных мелодических линий - верхнего и нижнего голосов. В Мякинницыне верхний голос наиболее ярко звучит в исполнении Марии Ивановны Третьяковой. Конечно, у каждой певицы есть своя, особенно любимая песня, которую она обычно и начинает.
Внимательно вглядываемся в старые фотографии, где наши певицы молоды. Эти мягкие, неторопливые и не особенно говорливые женщины выстояли против голода и холода, против болезней и отчаяния, против одиночества. Плуг и соха, топор лесоруба, веское мудрое слово на деревенском сходе и безмерная ответственность за то, чтобы не прервалась нить жизни, нить традиции - все это досталось им, легло тяжким бременем на их женские плечи. И они оказались готовы к такому испытанию - не растеряли, сберегли для своих детей богатство, добытое предыдущими поколениями. Наш с вами долг - принять в душу это богатство и в свою очередь приумножить его.
Народное искусство - культура созидательная, выражает историческое сознание народа. Только то, что созидается, а не присваивается, что, созидая, не рвет связи с ценностями прошлого, становится действительно культурой. Роль традиционного народного творчества в формировании духовной культуры наших современников и тех, кто будет жить после нас, трудно переоценить. Старинные песни, за которыми стоит огромный пласт народной жизни, являются частью современного культурного процесса. Они звучат в исполнении коллективов народных мастеров не только дома, в повседневном быту, но и со сцены - на праздниках и фестивалях фольклора. Варженские коллективы знают не только в Вологде и Великом Устюге, но и в Ленинграде. Наконец, грампластинка с записанными от них песнями сделала их искусство всенародным достоянием.
Ладовая опора на кварту и квинту, мелодическая самостоятельность каждого из двух ведущих голосов обусловили особое, варьированное интонирование терцового и секстового тонов. Терция, как и секста, может, в соответствии с логикой мелодического развития, Менять наклонение на протяжении одной строфы или от исполнения к исполнению. Однако такая «игра наклонений» не осознается исполнителями как специфическое выразительное средство: колорит создается ими непроизвольно. Главным выразительным моментом для них является ясное и координированное для всех участников ансамбля произнесение песенного текста, стиха («вместе выводить на поворотах»), а ладовая окраска не так важна. Важно другое - замечательное ощущение голосоведения, чувство ансамбля, при котором все изменения ладового наклонения безошибочно угадываются партнерами. В экспедиционных записях имеются различные по наклонению варианты песни «Недозрелая калинушка»', записанные в один и тот же день от одного коллектива, и всегда строй, который «задают» запевала и исполнительница, ведущая верхний голос, поддерживается и развивается остальными участниками коллектива.
В ансамбле, особенно небольшом, таком, например, как ворошнинская «пятерка» подруг-мастериц, каждая из певиц придерживается излюбленной мелодической линии, обусловленной возможностями ее голоса и функциональностью голосов в фактуре. В пении ансамбля основное внимание уделяется крайним голосам, которые и являются ведущими. Пространство между этими голосами часто заполняется терцовыми созвучиями, придающими звучанию своеобразную полноту. В особо важных моментах (на основных опорных тонах) голоса сходятся в унисон.
В Ворошнине запевает обычно Агния Федоровна Ворошнина, обладающая низким, густым по тембру голосом. Она и ведет основную линию нижнего голоса. Однако как правило тембровая окраска крайних голосов в хоровой партитуре варженских песен не очень отличается друг от друга. Ворошнина Александра Федоровна владеет мастерством ведения обеих основных мелодических линий - верхнего и нижнего голосов. В Мякинницыне верхний голос наиболее ярко звучит в исполнении Марии Ивановны Третьяковой. Конечно, у каждой певицы есть своя, особенно любимая песня, которую она обычно и начинает.
Внимательно вглядываемся в старые фотографии, где наши певицы молоды. Эти мягкие, неторопливые и не особенно говорливые женщины выстояли против голода и холода, против болезней и отчаяния, против одиночества. Плуг и соха, топор лесоруба, веское мудрое слово на деревенском сходе и безмерная ответственность за то, чтобы не прервалась нить жизни, нить традиции - все это досталось им, легло тяжким бременем на их женские плечи. И они оказались готовы к такому испытанию - не растеряли, сберегли для своих детей богатство, добытое предыдущими поколениями. Наш с вами долг - принять в душу это богатство и в свою очередь приумножить его.
Народное искусство - культура созидательная, выражает историческое сознание народа. Только то, что созидается, а не присваивается, что, созидая, не рвет связи с ценностями прошлого, становится действительно культурой. Роль традиционного народного творчества в формировании духовной культуры наших современников и тех, кто будет жить после нас, трудно переоценить. Старинные песни, за которыми стоит огромный пласт народной жизни, являются частью современного культурного процесса. Они звучат в исполнении коллективов народных мастеров не только дома, в повседневном быту, но и со сцены - на праздниках и фестивалях фольклора. Варженские коллективы знают не только в Вологде и Великом Устюге, но и в Ленинграде. Наконец, грампластинка с записанными от них песнями сделала их искусство всенародным достоянием.
Варженские певицы - это только один из многочисленных деревенских ансамблей на Вологодчине, которая так богата замечательными этнографическими коллективами; среди них - ансамбли деревень Раменье Тарногского района, Федотовская Тотемского района, Другосимоновская Верховажского района, выступавшие в Вологде, Ленинграде и Москве, и многие другие. В этих коллективах традиционное певческое искусство живет новой жизнью, становится активным звеном культурно-массовой работы. Песня и древние фрески Вологодской Софии, расписные прялки и памятники древнерусской литературы, удивительная «музыка» местных народных говоров - все это звенья одной цепи, связующей времена и формирующей духовную культуру настоящего и будущего во всем богатстве и разнообразии проявлений национального, народного начала - нашу с вами духовную культуру.
Продолжение следует...
Комментариев нет:
Отправить комментарий