Все о Верхней Варже (Великоустюгский район Вологодской области)

Все о Верхней Варже (Великоустюгский район  Вологодской области)
Дорогие земляки!
Обращаемся к вам с огромной просьбой: для публикации на блоге поделиться воспоминаниями, фотографиями, фронтовыми письмами
и другими материалами о Верхней Варже и ее жителях.
Ждем Ваших писем по адресу: t.n.n@mail.ru Спасибо!

среда, 29 января 2014 г.

«Верхневарженска сторонушка»


Очерк  на конкурс на лучшую статью о своём районе, городе, поселке или уже реализованном проекте «Моя малая родина»

Автор: Ворошнина Тамара Васильевна
26.08.2013      
        
Верхневарженска сторонушка
Из милых милая.Ой, как я её люблю
Товарочка любимая.    (Частушка)
У каждого человека есть своя малая родина, сердцу милый уголок. Нет ближе и дороже того места, как в песне поётся: «Где ты появился на свет…», где прошли незабываемые детские годы.

    Конечно, многим невдомёк,
    Где  такая Варжа,
   Путь далёк иль не далёк? Но для нас родная Варжа
Сердцу милый уголок.

За 70 с лишним вёрст от Великого Устюга, за семью волоками, на границе Вологодского края (граничит с Кировской областью) лежит удивительный край – Верхняя Варжа.  И здесь течёт, причудливо извиваясь среди луговых цветов и трав, чуть ли не в рост человека, маленькая речка Варжа, приток реки Юг. Вода в речке тёмная, ржавая, так как берёт начало из речушки Чёрной, вытекающей из Варженского болота. Возможно, поэтому она получила название Варжа. В переводе со славянского Ва (вода) – ржа (ржавая). От верховья речки Варжи получили названия – сначала волость, позднее – сельсовет, а нынче – сельское поселение Верхневарженское. Отсюда пошло и просто название Верхняя Варжа.
       Всё угоры, косогоры,
       Горы с перекатами.Верхневарженски просторы
Восхищают нас закатами.Не случайно народ сложил эти строчки, потому что у нас, здесь, начинаются Северные Увалы – это конечная Морена (узкие, длинные гряды, сложенные песком, глиной, гравием, галькой) последнего ледника.  Долго (десятки тысяч лет) стоял здесь ледник. Отступая, он оставил всё это в таком виде. Когда началось потепление, талые воды промыли, разрушили эти нагромождения, образовав высокие холмы-увалы, разделив их логами. На каждом большом холме была построена деревня. На территории нашего поселения к 1930 году было 24 деревни. В период столыпинских  реформ с 1910 по 1913 год обжито 6 хуторов: Бугданово, Гора, Остров, Макуха, Малое Ворошнино и Смольниково, в которых было по 1-3 хозяйства. В каждой большой деревне насчитывалось от 20 до 50 домов. Всего же населения было около 5 тысяч человек. Сейчас в поселении 8 жилых деревень, в которых живет около 240 человек. Сколько их деревень, больших и малых раскидано по бескрайним просторам России. И у каждого из них своя история.
Работая по проекту «Всему начало здесь – в краю родном» с 2000 года, собрано 16 историй Варженских деревень. Знакомясь с каждой из них, вновь и вновь мысленно перемещаешься в те годы и события, которые произошли в то или иное время. И беседуя со старожилами, всегда испытываешь чувство ответственности за каждое ими сказанное слово. А когда готова к обработке история какой-либо деревни, то словно крылья обретаешь, так как умом-то понимаешь, что делаешь благое дело для воссоздания того, что было в данной деревне. Касаясь происхождения названий деревень, вспоминаются не только какие-то исторические факты, но и очень ярко предстают образы простых деревенских людей, на долю которых выпало немало жизненных испытаний, но они не сломились, не очерствели душой, всё выдержали. 
Хочется отметить некоторые факты, эпизоды из истории наших деревень. Например, жители будущей деревни Удачино (средина 17 века)  жили сначала на хуторе, который назывался Остров и находился ближе к деревне  Мякиницыно. Затем они выбрали более удачное для проживания место (чуть дальше от деревни Мякиницыно, на пригорке) и назвали эго деревней Удачино. Эту деревню постоянно в шутку называют Японией. Почему? Да потому, что житель этой деревни Михаил Иванович Клепиковский 25 лет служил в Японии. Однажды (в праздник) он в шутку сказал: «Очень уж много народу, как в Японии».  И с тех пор к деревне прилипло это шуточное название. Жителей деревни до сих пор называют японцами, иногда самураями. В этой же деревне жил и силач – богатырь Николай Бологов. Когда строили церковь в деревне Мякиницыно, он вынес в лестницу (25 ступенек) 10 кирпичей кустарного производства. Местная  деревянная церковь тоже сначала находилась  в деревне Удачино, но из неё пропала икона Святителя Чудотворца Николая. Нашли её на гумне одного благочестивого человека в мякине,  и что из мякины она неоднократно после этого была возвращена в церковь, находящуюся в деревне Удачино, но после каждого перенесения в церковь снова являлась на своём  - в мякине, в деревне Кузьминской. Это послужило поводом к устройству в этой деревне сначала часовни, а потом церкви. Деревня Кузьминская стала называться Мякиницыно, а церковь в простонародии стала известна под именем Миколы Мякинного. Об этом поведал в своей летописи настоятель Варженской Николаевской церкви Арсений Павлович Азлецкий.
Загадочно название деревни Митихино (1646 г.), так как слишком много предположений по поводу её названия. Одни утверждают, что деревню основал человек, который был старовером по фамилии Митихин. Другие отмечают, что это был человек, который скрывался от армии и бежал в эти места во время царствования Петра 1 и тоже по фамилии Митихин. Третьи предполагают, что первым жителем деревни был политический ссыльный, который находился в ссылке в городе Уржуме Кировской области. Так вот, будто бы он оттуда сбежал в наши места и обосновался именно здесь. Фамилия его была Митихин, а псевдоним – Уржумов. Возможно, что деревня получила название от его настоящей фамилии, продолжение рода человеческого пошло от псевдонима под фамилиями – Уржумовы. Конечно, может было и так, так как основные фамилии жителей деревни были Уржумовы. Надо отметить ещё и такой факт, что когда деревня уже существовала, возникла сюда и дорога, по которой ездили на лошадях и зимой и летом из Кировской области (через Гаревую и Митихино). А ещё можно предположить, что название деревни Митихино означает «тихое, спокойное место». Нельзя умолчать и о том, что в деревне до войны в колхозе работали два друга: Третьяков Иван Васильевич работал ветеринаром (погиб в Финскую войну) и Уржумов Василий Ильич был зоотехником (погиб в Великую Отечественную). Иван и Василий были неразлучны друг с другом по службе и сравнивали свой труд с трудом лошади, поэтому называли друг друга Карько (Василий) да Воронко (Иван). Оба были крепкими, здоровыми, плечистыми мужчинами.
Самой большой деревней в округе была деревня Ворошнино (средина 17 века). Название деревни происходит от фамилии первых поселенцев. А поселилось на этом увале целое семейство Ворошниных. Фамилия их образована  от прозвища «Ворошня». Значение: поворотливый, проворный, расторопный. И сейчас эта фамилия самая распространенная в нашем поселении. По данным переписи 1911 года в деревне проживало 280 человек. По утверждению старожилов известно, что до войны в ней находилось 54 двора. Деревня выглядела как каменница, так как  расположение домов было хаотичное, беспорядочное. Из-за этого даже нищие блудились в деревне Ворошнино. В деревне тоже жил силач-богатырь Фома Дмитриевич Ворошнин. Он обладал, действительно, силой богатырской (носил кипы льна на подводу по 22 пуда). В период коллективизации в деревне Ворошнино был свой колхоз с одноимённым названием. В деревне было три бригады (по концам две и в средине одна).
В деревне Нижнее Займище (средина 17 века) почти у всех жителей были прозвища. Канюков Николай Петрович (Плакун) получил такое прозвище потому, что в праздник мужики спрятали у него упряжь, чтобы он не смог выехать в поле (подшутили над ним), а Николай Петрович, не найдя упряжи, заплакал, так как ему надо было работать (трудолюбивый был мужичок), ведь жили-то единоличными хозяйствами. Канюков Василий (по прозвищу Барин) проиграл корову в карты, а в последствие при достатке дров, но из-за своей лени замёрз на холодной печи. Происхождение деревни Займище идёт от слов «деревня на отставу», «дальняя заимка». И действительно, сначала на этом месте жил один житель по имени Еким или Аким, но в простонародии его все звали Яким, поэтому и селение первоначально называлось Якимово Займище. Потом, когда деревня стала больше, она получила название Нижнее Займище, то есть по течению речки Варжи (а в верховье речки Варжи была ещё деревня Верхнее Займище).
Название деревни Пасная происходит, скорее всего, от польского слова раs, «полоса» или же «пасня» - «половина кудели».  Касаясь периода Великой Отечественной войны, старожилы этой деревни вспоминали такой случай. Мария Ивановна Малиновская (муж погиб на фронте и на её попечении было двое детей) просила муки у председателя колхоза «Броневик» Афанасия Петровича Здрогова. Не для себя просила, для детей. Увидев его,  сначала даже от волнения не могла вспомнить, как его зовут, поэтому обратилась так:
- Дяденька, выпиши муки. 
- Не выпишу, Манька, не проси.
- Ну, Афанасий, выпиши.
- Ну, ладно, выпишу куглины.
- Нечего есть, так живёт и куглина. 
Сергеев Арсений Павлович (деревня Антушево) учил грамоте взрослых (ликбез). Очень часто вспоминал он такой эпизод. Шли занятия, а Ульяна с Минина громко, вслух складывала слова. Арсений Павлович ей сказал:
- Ты, Ульяна, про себя читай, про себя.
А она: - Ой, Арся, я сейчас  и про себя и про тебя прочитаю.
Бологов Степан Петрович был долгожителем деревни Кузёмкино, прожил 101 год. Ни в одной из деревень нашей округи не было таких замысловатых, затейливых имён, как в деревне Насоново. Жители деревни, словно, старались похвалиться друг перед другом, давая своему ребенку необычное имя.  Аполлон и Феодосия, Лазарь и Анфия, Досифей и Фивея, Павлин и Текуса, Вионор и Фелицата, Ксенофонт и Еввула… Или ещё – Кир и Хиония. Последние с греческого переводятся как «владыка» и «снег». Тоже с него: Текуса – «родившая», Фелицата – «счастье», Досифей – «дар». А что такое Экзакустодиан? А? В деревне все его звали Кусто. Впоследствии его выслали за тунеядство. Как удивительно певче и звонко произносятся: Текуса Кировна или Феодосия Филофеевна. С такими именами надо было жить ни вблизи речки Домановки, берущей исток из Гладкого болота, а на каком-нибудь  острове или Средиземноморье. Так нет же, все они жили здесь. Пахали, сеяли зерно, ухаживали за пчёлами, коровами, лошадьми и прочей живностью. И как бы между делом ещё плели лапти, ступни из бересты, корзины и пестери из ивовых прутьев и лубяных дранок. Женщины пряли, ткали, вязали, вышивали. Короче, каждый умел делать своё, и все здешние знали необходимые ремёсла: сами били печи, плотничали, рыли колодцы, шорничали, катали валенки. Между прочим, следили за чистотой, по весне убирали скопившийся за долгую зиму мусор, а летом обкашивали сорняки. И припевали наиболее бойкие работницы:
До чего приятно мне
В этой милой стороне.
Всё обкосишь, уберёшь,По Насонову деревне,
Как по городу пройдёшь.Так было во всех деревнях Верхней Варжи. И очень жаль, что вместе с людьми исчезли и эти звучные имена.
16 дней деревень, 16 историй.  Собран уникальный материал, который не будет предан забвению и станет достоянием гласности.

Использованные материалы:
Родословие вологодской деревни. – Вологда, 1990.
Материалы для оценки земель Вологодской губернии. Т.6. Великоустюгский уезд. – Вологда, 1914.
Угрюмов А. Русские имена. – Вологда, 1970.
Архивные  материалы МУ «Устюгцентрархив»
Воспоминания жителей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий