Все о Верхней Варже (Великоустюгский район Вологодской области)

Все о Верхней Варже (Великоустюгский район  Вологодской области)
Дорогие земляки!
Обращаемся к вам с огромной просьбой: для публикации на блоге поделиться воспоминаниями, фотографиями, фронтовыми письмами
и другими материалами о Верхней Варже и ее жителях.
Ждем Ваших писем по адресу: t.n.n@mail.ru Спасибо!

суббота, 7 ноября 2015 г.

Урок-путешествие «По следам фольклорной экспедиции».

Тема: «Мир частушки Верхней Варжи».

Учитель: Осиева Галина Николаевна.


Цель: формирование чувства любви к малой родине в процессе знакомства с фольклорными произведениями своей местности.

Задачи: познакомить с тематикой, художественными особенностями частушек;

сформировать интерес к русской культуре;

воспитать чувство бережного отношения к наследию предков, любовь к поэзии.

Форма: путешествие.

Оформление и оборудование: кроссворд «Жанры и виды народного творчества», карточки с частушками, карта Верхневарженского сельсовета.

Задания: рисунки на тему «Край родной, навек любимый».

Ход урока.

В песне радость, в песне горе,

В песне и весельице.

Только в песне нахожу

Сердечку утешеньице.

Русская частушка.
1.Объявление темы.

Ребята, сегодня мы с вами проводим необычный урок, путешествие «По следам фольклорной экспедиции». Чтобы узнать, чем мы будем заниматься, необходимо разгадать кроссворд и найти ключевое слово. Нам помогут знания по литературе.

Разгадывание кроссворда.

1.В некотором царстве, в некотором государстве... (Сказка)

2.В трех соснах заблудился. (Поговорка)

3.Ох, милка моя,

Семечко рассадно...

До сих пор неграмотна,

Разве не досадно? ( Частушка)

4.Сшит колпак не по-колпаковски. (Скороговорка)

5.Жил-был у бабушки

Серенький козлик... (Песня)

6.Рыжий красного спросил:

— Чем ты бороду красил?

— Я на солнышке лежал,

Кверху бороду держал! ( Дразнилка)

7.—Ладушки, ладушки! Где были?

— У бабушки.

-Что ели?

-Кашку.

— Что пили?

— Бражку. (Потешка)

8.На чужой сторонушке рад своей воронушке. (Пословица)

9.Сам с вершок, а голова с горшок. (Загадка)


— Найдите ключевое слово по отмеченным звездочкам. (Частушка)

-Значит, о чем мы будем говорить?

Учитель: Да, мы сегодня говорим о частушках. Не просто о частушках, а о тех, которые пели наши бабушки и прабабушки.

2.Слово учителя.

— А что такое частушка, кто знает?

(Частушка — это коротенькая четырехстишная (реже двух-, еще реже шестистишная) песенка).

Учитель: Частушки — особый жанр русского фольклора. Это маленькие веселые, озорные куплеты самого различного содержания, уместные почти на каждом народном празднике. Масленица, Пасха, Троица — ни один русский праздник не обходился без частушек. «Маленькие да удаленькие»- говорят о частушках, потому что в этих коротких песенках много юмора и остроумия. Частушка — это веселая история, маленький музыкальный рассказ. Традиционно частушки исполнялись на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку, «под язык» или без музыкального сопровождения. Появились они в России более 100 лет назад. В то время пели их только молодые парни и девушки во время пляски, на гулянье. В тесном кругу парни и девчонки, притопывая, под звуки гармошки приговаривали частушки. Слово " частушка" придумал русский писатель Глеб Успенский, до этого как только ни называли эти смешные короткие песенки: «коротушка», «ихохошка», «тараторка», «матаня», «причудка».

Частушка — это поэтическая крупица народной мудрости, жемчужинка художественного таланта народа; это миниатюрная художественная картинка, запечатлевшая частичку нашего быта, движение человеческой души, проявление какого-то чувства или же запечатлевшая деталь, штрих в портрете лирического героя

Тематика частушек не поддается учету. Кажется, что она богаче и разнообразнее самой нашей жизни. Частушка все видит и все слышит, все хочет знать и знает. Она проникает в сокровенные мысли и чувства создателей и исполнителей, рассказывает о тех сторонах их жизни, которых другие жанры касались либо вскользь, либо совсем не касались. Она сумела заглянуть в отношения людей. Частушка во все вмешивается, всему дает оценку или выносит своеобразный приговор, фиксирует внимание на каких-то важных бытовых деталях, дает широкую оценку определенного исторического промежутка времени.

Как хлебороб собирает миллионы зерен в свои кладовые, чтобы ими питаться до следующего урожая, так и фольклористы, записывая частушки и публикуя их, формируют богатейшую кладовую духовной и культурной жизни народа с целью ее обогащения, сохранения для потомков и, пусть частичного, удовлетворения эстетических запросов современников.

— Кто такие фольклористы? (Специалисты по изучению фольклора)

— А зачем изучать фольклор?

Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою родину, надо знать ее прошлое. Поэтому мы сегодня знакомимся с частушками, которые своими корнями уходят в это прошлое и отражают настоящее нашего края.

В 1996 году в нашей школе работал экспедиционный лагерь. Мы с ребятами обошли многие деревни, поговорили со старыми людьми и записали частушки. Сегодня мы отправимся в путешествие по деревням, многие из которых уже не существуют.

— А на чем поедем?

3.Заочное путешествие.

Учитель: Итак, путешествие наше начинается. Тройка подана. Садимся поудобнее. И вот уже летим на русской тройке с лентами и колокольчиками меж ветвистых русских красавиц берез. Мы прибыли в самую дальнюю деревню Верхнее Чистяково.

— Какие же частушки пели здесь наши бабушки? (Исполняют две девочки)

(На партах — тексты частушек)

Все на сплаве, все на сплаве,

Все на сплаве да в лесу.

Мое личико сгорело,

Потеряло всю красу.

Мы на Пуксе-то работали,

Работа не по нам.

Восемьсот давали хлеба

И конины десять грамм.

До чего домой охота,

Так и побывала бы.

Простокваши со сметаной

Так и похлебала бы.

По походочке узнаешь:

Лесорубочка идет.

Шестисотки не хватает,

Еле ноги волокет.

— На какую тему частушки, которые мы узнали у Дежневой Евфалии Павловны?

Учитель: В военные и послевоенные годы жителей нашего сельсовета: и мужчин, и женщин — отправляли на работу в другую местность (в Половец, на Стрельну). Им приходилось трудиться в лесу, на сплаве леса. Поэтому много частушек именно на эту тему.

Тройка мчится дальше. На нашем пути следующая деревня — Нижнее Займище. Послушаем частушки, записанные здесь у Канюковой Анастасии Максимовны.

Ягодинка изменяет,

Думает: забегаю.

Я такого разгильдяя

Из соломы сделаю. 

Моя беленькая кофточка

Висит на грядочке.

Дроля, сделай-ка изменушку,

И все в порядочке.

Изменил мне — расстаемся,

Я не вяну, как трава.

Я, как розочка, алею,

Погляди-ка на меня.

Расставалися — ругалася,

Рассталася — реву.

Больше разу не расстануся

И девкам не велю.

— Какова тематика частушек? (Разлука)

— Какие выразительные средства используются в частушках? (Сравнения, эпитеты)


Учитель: Язык частушки позволял высказать самое заветное, передать свои мысли и чувства друзьям и подругам, родным и близким, напомнить любимому или любимой о своих желаниях и возможностях, назначить встречу, свидание, признаться в любви, рассказать о своих переживаниях по случаю измены ягодиночки (дроли, ухажера).

Отправляемся дальше. На нашем пути деревня Насоново. В этой деревне мы записали у Хабаровой Зинаиды Арсентьевны интересные частушки. Послушаем их:

Гармониста любить —

Надо чисто ходить,

Надо пудриться и мазаться

И брови подводить.

Гармониста полюбила —

Не спалася темна ночь,

Слушать на гору ходила

В два часа за полуночь.

Гармонист у нас хороший,

Гармонист у нас хорош.

Не хвалю, а сами видите:

На розочку похож.

Как гармошка заиграет,

Так и сердце заболит.

Не могу, подруга милая,

Гармонщика забыть.

— Почему так много частушек о гармонисте?

Учитель: Да, ни одна гулянка не обходилась без гармониста, без гармошки. Гармонист — почетный гость на любом празднике.

Частушки связаны с окружающей действительностью. Они создавались в поле, на улице, во время гулянок. Частушка, как и другие жанры устного народного творчества, отражает быт, жизненный уклад, обычаи, природу родного края. Частушки Верхней Варжи не исключение. Вот что мы записали в деревне Мякинницыно:

Верхня Варжа, Верхня Варжа,

Верхня Варжа — сельсовет.

В Верхней Варже, сельсовете,

Никогда веселья нет. 

Верхня Варжа, Верхня Варжа,

Все угоры да пески.

Ничего-то мы не знаем,

Кроме горя и тоски.

Давай, товарочка, попляшем

Русскую метелицу.

Ягодинка изменяет,

Ходит в Заозерицу.

У милого моего

Поговорочка на «р»:

Вологодской милой области,

Совхоза «Пионер».

Председателя задролить -

Это, девушки, вопрос.

Не пойду на лесозаготовку

В эдакий мороз.

Эти частушки мы услышали от Крапивиной Милитины Александровны.

Частушку интересует все: личные отношения, трудовые будни, подвиги и беды, культура. Большинство частушек о любви. Остановимся в деревне Малиново и послушаем, о чем же здесь пели:

С неба звездочка упала

На траву росистую.

Дроля, я не по тебе,

Тебе надо форсистую.

Дождь идет и поливает

Тесовые крышицы.

Дроля, серенькая кепочка,

Выберу из тысячи.

Задушевная моя,

Подруга дорогая,

Ты ведь тоже, как и я,

Никем не занятая.

На сегодняшню гуляночку

Обязательно пойду.

На сегодняшней гуляночке

Дролю нового найду.

Многие частушки содержат в себе обращения.

— Какие обращения встретились вам в частушках?

На нашем пути следующая деревня — Макарово. О чем же пели здесь?

Ягодиночку-то взяли

На четыре года, ой,

Хоть и на восемь, дождуся:

Парень-то не бросовой.

Дроля в армию поехал —

Не велел ни с кем гулять.

Не найдется, дак не буду,

А найдется — не унять.

Проводила дролю в армию,

Второго на году.

Проводила бы и третьего,

Четвертого найду.

Ягодинка в Красной Армии,

Его жалеет мать.

Я жалею пуще матери:

Невесело гулять.

Проводила дролю в армию,

Закрыла ворота.

Я надела черну юбочку,

Сказали: «Сирота».

Милый стал винтовку чистить,

Вспомнил девочку меня.

Я така же одинока,

Как винтовочка твоя.

— Какова тема этих частушек? (Солдатчина)

— Как называли девушки своего любимого?

Богат и разнообразен мир частушек, но с каждым годом границы жанра расширяются, включая в себя новые и новые темы. Современные частушки пишутся на злобу дня. Люди, сочиняющие частушки, вкладывают в них свою душу и сердце.

4.Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше путешествие.

-Что для вас было открытием на сегодняшнем занятии?

— Для чего нужно знать фольклорные традиции края?

Я надеюсь, что это необычное путешествие не оставило вас равнодушными.


Самоанализ урока «Мир частушек Верхней Варжи»

Выбор темы урока очень актуален, так как в настоящее время важно воспитать духовно-нравственную личность. Данный урок проводился в 5 классе с целью формирования чувства любви к малой родине путем знакомства с фольклорными произведениями своей местности (частушками).
Для реализации поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

Образовательная: познакомить с тематикой, а также некоторыми художественными особенностями частушек.
Развивающая: сформировать интерес к русской культуре.
Воспитательные: воспитать чувство бережного отношения к наследию предков, любовь к поэзии.

Содержание классного часа соответствовало поставленной цели и задачам. Была выбрана форма проведения — заочное путешествие, которое я назвала «По следам фольклорной экспедиции». Чтобы провести такое мероприятие, использовала материал, собранный еще в 1996 году, когда мы обошли многие деревни нашего поселения и встретились с жителями. Участниками экспедиционного лагеря были собраны частушки, песни, воспоминания старожилов.

Мероприятие связано с уроками литературы, на которых происходит знакомство с жанрами устного народного творчества; с уроками музыки, где дети изучают жанры народных песен. Учитывался возраст обучающихся. Кроссворд, представленный в самом начале, вызвал оживление среди детей и быстро был разгадан. Это помогло детям определить тему классного часа.

Ребята смогли продемонстрировать сформированные умения и навыки, которыми они овладели на уроках литературы и музыки. Это и выразительность, когда им пришлось прочитать некоторые частушки, и музыкальность, когда исполняли частушки; показали красочность языка, называя художественные особенности. Ребята с интересом отнеслись к данному классному часу и проявили познавательную и творческую активность.
Классный час содержал задорный и весёлый характер. Считаю, что цель его достигнута, так как в конце мероприятия обучающиеся смогли ответить на поставленные вопросы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий