Все о Верхней Варже (Великоустюгский район Вологодской области)

Все о Верхней Варже (Великоустюгский район  Вологодской области)
Дорогие земляки!
Обращаемся к вам с огромной просьбой: для публикации на блоге поделиться воспоминаниями, фотографиями, фронтовыми письмами
и другими материалами о Верхней Варже и ее жителях.
Ждем Ваших писем по адресу: t.n.n@mail.ru Спасибо!

суббота, 8 июля 2017 г.

Воспоминания Буторовой ( Калининской ) Лилии Николаевны



Я работала в Верхневарженской семилетней школе с 1945 по 1964 год. У меня учились и упомянутые в вашем письме Дежнёва Нина и Ямова Галя (Попова Г. А.). Это были умные, трудолюбивые девочки, хорошо учились, были активными пионерками. Дежнёву Марию Анатольевну я не учила, она училась позднее. Её отца, действительно, учил мой отец, Калининский Николай Прокопьевич. Подробностей никаких не знаю, я тогда была ещё мала.
В Кирове мой отец никогда не жил. Он родился в деревне Жуково Верхнешарденгского сельсовета Усть-Алексеевского района. Работал одно время в Нижней Варже, потом недолго в г. Луза, потом вернулся в свой район и с 1928 по 1937 год работал заведующим Нижнечистяковской начальной школы. В 1937году отца арестовали. Это был год жесточайших репрессий. Стоило кому-нибудь написать на человека донос, как его без всякой проверки причисляли к врагам народа и увозили навсегда. Так «врагом народа» оказался и мой отец, хотя на самом деле он проводил в жизнь политику партии, сыграл большую роль в создании колхоза. Он не был членом колхоза, так как работал в школе, но народ, зная его честность, доверял ему, и на колхозном собрании его избрали председателем ревизионной комиссии.

Его арестовали ночью 20 октября 1937 года. От людей слышали, что сначала он находился в Усть-Алексееве, потом отправлен в Великий Устюг, и больше мать ничего о нём не слышала. Обращаться в НКВД было опасно. Жену «врага народа» могла постичь та же участь, а у неё несовершеннолетние дети: мне было 11 лет, сестре 16. Узнали о том, что он был в 1938 году расстрелян, а в 90-е годы был реабилитирован. Сообщили родственники мужа, которые жили в Устюге.
Мать, Калининская Ульяна Порфирьевна, проработала в Нижнечистяковской школе до выхода на пенсию в 1953 году.
Я окончила Еремеевскую среднюю школу в 1943 году. Потом училась в В. Устюге на курсах учителей русского языка и литературы. Курсы закончились в декабре 1945 года, когда учебный год давно начался и школы были укомплектованы необходимыми кадрами. В Вехневарженской школе только не было учителя немецкого языка, и меня направили преподавать этот предмет. Я согласилась, надеясь, что справлюсь, так как в аттестате за 10-й класс у меня стояла пятёрка.
Отношения с учащимися у меня были хорошие. Конечно, первое время были и трудности. Классы были очень большие, да и возраст ребят в классах был разный. Одни учились вовремя, а другие из-за материальных трудностей всю войну не учились, а потом снова продолжили учёбу. Интерес к учёбе у многих из них пропал, они привыкли к «воле» и не всегда хотели выполнять требования учителей. Но в целом и об учительском, и ученическом коллективах у меня остались хорошие воспоминания.
Мы многое делали вместе. Каждую осень мы помогали колхозу. Ежедневно после уроков ходили собирать колоски, расстилать лён, копать картошку. Учителя были агитаторами, самыми активными участниками художественной самодеятельности. К каждому празднику готовили концерт или спектакль и выступали перед населением в школе, иногда ходили с концертами и по деревням. Порой ставили не только небольшие пьесы, но и брались за классику. Однажды, например, поставили пьесу А. Н. Островского «Без вины виноватые». Роль Кручининой исполняла молодая учительница Комолина Ангелина Дмитриевна. А мужские роли пришлось доверить старшеклассникам, так как учителей мужчин было мало. Так, роль Незнамова исполнял Бутюгин Виталий (д. Андроново), роль Шмаги — Юдин Геннадий (д. Малиново). Получилось неплохо. Я тоже иногда исполняла главные роли, но чаще как комсорг была организатором и режиссёром этих мероприятий.
О комсомольской работе хочется рассказать отдельно. Почти десять лет я была секретарём учительской комсомольской организации и ответственной за работу ученической комсомольской организации. До 1947 года у нас в школе комсомольцев-учащихся не было, так как в комсомол принимали с пятнадцати лет, а в семилетней школе учеников этого возраста почти не было. Когда вышел Указ принимать в комсомол с четырнадцати лет, у нас таких ребят, кого можно принять, оказалось восемь человек. Все они сразу же написали заявление о приёме в комсомол. Эпизод их приёма навсегда остался в моей памяти.
Сначала их приняли на собрании учительской организации. А потом надо было утвердить решение собрания на бюро райкома ВЛКСМ. Для этого ребятам надо было подготовиться отвечать на вопросы членов бюро об учёбе, о жизни школы, о политике. А потом идти в райцентр пешком, так как машин не было, свободных лошадей в колхозе тоже.
И вот нас вызвали на бюро к восьми часам утра (дату не помню). Решили идти накануне вечером, чтобы успеть на бюро к указанному времени. Дело было весной, в самый разгар половодья, на пути множество бурлящих речек.
Я позвонила в райком, попросила отложить заседание бюро на несколько дней, пока не спадёт вода: опасно вести детей по такому бездорожью. Мне ответили: «Какие же из них будут комсомольцы, если испугаются первых же трудностей?» Я передала этот ответ ребятам, а они были настроены патриотически, хотели поскорее стать комсомольцами. Никто не отказался идти. И мы тронулись в путь. Примерно половину пути прошли благополучно. Но вот на нашем пути речка Домановка. Перешли за речку по уцелевшему мостику, но левый берег оказался весь затоплен водой, обойти некуда, да и опасно: кругом вода и лёд, не заметишь, как можешь оказаться в самой речке. Старались идти по дороге, но рассмотреть её трудно, да и на ней встречались ямы и ухабы. Местами брели почти по пояс в ледяной воде. Вдруг самый маленький мальчик поскользнулся и упал, не может справиться с течением. Я схватила его за руку, подбежал на помощь самый рослый и сильный ученик Пашинский Геннадий, а потом и все остальные взялись за руки и двинулись шеренгой к сухому угору у деревни Кочурино.
Выбравшись на сухое место, мокрые, уставшие, напуганные, продолжили путь. Уже стемнело, когда мы добрались до Усть-Алексеева. Ночевать нас приютили в школе. Кое-как обсушившись у печки, расположились спать в классе на голом полу. Вот такие испытания пришлось выдержать будущим комсомольцам. Зато впереди всех ожидала радость. Членов бюро удовлетворили ответы учеников, их учёба. Всех ребят приняли, выдали долгожданные комсомольские билеты. И удивительно, что никто не заболел после ледяной купели.
Первые комсомольцы стали активными помощниками учителей в борьбе за высокую успеваемость. А Г. Пашинского избрали секретарём комсомольской организации.
В последний год работы в Варже я была классным руководителем в 7 классе. Класс был очень большой, около сорока человек. Многое уже стёрлось из памяти, но самые активные мои помощники не забываются. Это Елфимова Галя (д. Косарёво), Прахова Валя. Дежнёва Галя и Жерихина Валя (д. Мякинницыно), Васильева Лена (д. Стрюково) и другие. Они сами отлично учились, помогали в учёбе другим, были хорошими организаторами интересных и полезных дел. Весь класс с удовольствием участвовал в художественной самодеятельности, выступали с концертами в деревнях.
Не хотелось расставаться с этим классом и коллегами по работе, но по семейным обстоятельствам в 1964 году пришлось переехать в Подосиновский район Кировской области. Оба с мужем устроились на работу в Утмановскую среднюю школу. Здесь я уже стала работать по специальности. (Я заочно окончила В-Устюгский учительский институт, факультет русского языка и литературы). В 1967 году мужа назначили директором Потеминской восьмилетней школы. Здесь я стала вести и русский, и немецкий языки.
В 1979 году школа переехала в новое здание в деревню Борок. В 1981 году я вышла на пенсию, и с тех пор не работаю, занимаюсь домашними делами, насколько позволяет здоровье.

Дополнительные сведения на 2016 год:
В октябре 2010 года Буторовой Л.Н. не стало.
 _______________________
Материал прислала дочь, Мохина Надежда Пантелеймоновна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий