Все о Верхней Варже (Великоустюгский район Вологодской области)

Все о Верхней Варже (Великоустюгский район  Вологодской области)
Дорогие земляки!
Обращаемся к вам с огромной просьбой: для публикации на блоге поделиться воспоминаниями, фотографиями, фронтовыми письмами
и другими материалами о Верхней Варже и ее жителях.
Ждем Ваших писем по адресу: t.n.n@mail.ru Спасибо!

вторник, 29 марта 2022 г.

Памяти варжаков. Рассказы Александра Валентиновича Белых

Рассказы, изображение №2
Александр Валентинович Белых,
Аллея ветеранов (парк села Усть-Алексеево)
фото Ф. Н. Бологовой (лето 2020 г.)

…Ах ты, лешачиха!

…Так ругала свою корову Малютку Виринея Афанасьевна, когда я проходил мимо их дома.

- Дак ведь никак не выходит изо двора – то, Сашка! – сетовала мне старушка. И тепло приветствовала: «Опять в гости к нам? Ко Степановне, поди-ко?»

- Да, к Степановне, - в ответ говорил я нашей старой доброй знакомой из верхне-варженской деревни (в которой мы с мамой даже жили у семьи Буторовых в 1955 и 1956 годах). И в неё же мы с мамой впоследствии с регулярной периодичностью приезжали в гости. И она же стала для нас как бы родным домом на протяжении многих, многих лет! А ее жители – настоящими Друзьями!

…К Лидии Степановне я всегда спешил, как к родной бабушке. Она звала меня Сашка и всегда радовалась мне, как родному сыну, которого у нее, к сожалению, не было. Как не было и дочки…

Потихоньку в избу к ней заходили «на чай» и другие соседи по деревне. Всех их я хорошо знал. Даже, бывало, фотографировал и потом привозил с собой их «карточки». На память…

Я пишу эти строки и не могу унять слез, льющихся из моих глаз. И низко склоняю свою седую голову перед Памятью вот этих Людей! Людей с Большой Буквы! Они были Настоящими Русскими Людьми! (К сожалению, нынче при нашей «прекрасной» власти обеднела русская земля на им подобных: доброта, тепло, забота, человечность, уважение, внимание, отзывчивость, простота – все это ушло КУДА-ТО, ПРОВАЛИЛОСЬ В ПРОПАСТЬ! А жаль, ведь жизнь мы с вами проживаем ТОЛЬКО ОДНУ! И при всех обстоятельствах ЧЕЛОВЕК ВСЕГДА ДОЛЖЕН ОСТАВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ!!!)

… За лавкой рядом со мной примостилась Манефа Петровна – маленькая, улыбчивая и несказанно добрая старушка непонятно какого возраста: она никогда не менялась и никогда не унывала, хотя жила совсем одна. Ни мужа, ни детей я не знал. В канун своей жизни к себе ее забрал Вася, второй сын рано умершей тети Нюры из их же деревни. (И как потом я узнал из письма к маме, Петровна ушла в мир иной во сне – тихо и спокойно. Какой, собственно, и была при жизни).

Лидия Степановна пригласила нас к столу, налила по рюмочке («Сашка, давай по рюмашке!»), разложила свои нехитрые съестные припасы. И мы говорили долго, долго о жизни и судьбе каждой из них.

Вспоминали, как со Степановной везли на телеге воз вики с горохом на местную ферму. Ох, какой же я в тот момент был счастливый и довольный – надо было просто видеть мою «физиономию». Почему? Да потому, что я безумно любил (и люблю до сих пор)…ГОРОХ! (Даже многие последние годы сажу его самолично, и в ответ он одаривает меня аппетитнейшими стручками!)

…После долгих наших разговоров зашел к нам «на огонек» Иван Матвеевич со своей неугомонной Виринеей Афанасьевной, у которой после каждого меткого словца можно было или улыбаться, или рассмеяться! Уж очень колоритная у нее была русская речь!

С шутками-прибаутками не заметили, как наступил вечер. И тут стали вспоминать, как когда-то собирались в избе у Петровны и играли в карты в подкидного. А проигравший обязан был выпить стаканчик водочки до дна! Смеху-то было!

…Я вот пишу и думаю про себя, что все эти мои «герои» жили когда-то в самой удаленной деревне Верхней Варжи. (Теперь ее уже нет и в помине!)

Тогда, в те далекие годы, у них не было ни телевизора, ни телефона (тем более сотового), ни Интернета. А проехать в деревню мог только трактор…

При всем при том я НИКОГДА НЕ ВИДЕЛ ВОТ ВСЕХ ЭТИХ ЛЮДЕЙ ЗЛЫМИ ИЛИ УНЫЛЫМИ, РАЗОЧАРОВАННЫМИ ЖИЗНЬЮ ИЛИ ЕЕ НЕВЗГОДАМИ!

Да, они всю жизнь прожили в деревне и, думаю, НИЧУТЬ ОБ ЭТОМ НЕ ПОЖАЛЕЛИ!

х х х

…Я смотрю на фотографии этих хороших и добрых моих знакомых. Они для меня по-прежнему остаются… ЖИВЫМИ!!! Мне хочется по-прежнему к ним «заглянуть на чай»! Я мысленно вижу каждого из них! И никак не хочу думать, ЧТО ИХ УЖЕ НЕТ НА СВЕТЕ БЕЛОМ!!!

…Я благодарен маме и судьбе, что таким образом мне подарили с ними ВСТРЕЧУ, ПОСЛЕ КОТОРОЙ Я СТАЛ ЧУТОЧКУ ЛУЧШЕ!!!

… Светлая им всем память и Царствие Небесное!!!!

Александр БЕЛЫХ.

Усть-Алексеево 18 июля 2021 года

 

Рассказ

ПЕТРУША СТУКАЛО

…Далекая верхнее-варженская деревенька 45 лет спустя. Всё в ней мне до сих пор помнится. Собственно говоря, как и одна из ярких Личностей – Петруша Стукало.

Если мне не изменяет память, это прозвище (а в той деревне у каждого они обязательно «присутствовали», например, Марийка Степина, Анна Копешка и т.д.), Петру Кузьмичу «досталось» оно из-за…деревянного протеза. Когда он шел, то слышно было, как пристукивал, постукивал. И уж все знали бабоньки, что это идет Кузьмич…

…Помнится, он был невысокого роста (но голову только повыше жены – Валентины Егоровны), крепкий, скуластый. НАСТОЯЩИЙ ДЕРЕВЕНСКИЙ МУЖИК, НА КОТОРЫХ СТОЯЛА И СТОИТ РУССКАЯ ЗЕМЛЯ!!!

Петруша Стукало работал конюхом. А это в деревне – наипервейшая профессия зимой, летом, весной (особенно, когда надо было огороды вспахивать под картошку), осенью (и снова - по-новой). Свое хозяйство Кузьмич держал исправно. Двух лошадок – Березку и любимую Ласточку Петруша любил, как своих детей, которых у него, к сожалению, не было. Лошадок же он поил, кормил, чистил, и они тоже относились к нему с «лошадиной» взаимностью: когда выпрягал хомут, подцеплял телегу или сани, или плуг – слушались безоговорочно…

О себе Кузьмич почти никогда ничего не рассказывал: был молчун, говорил мало, зато дела у него замечались всеми. И все соседи по деревне, как говорится, в нем души не чаяли.

Как-то в разговоре, привычно махнув рукой: «Здорово, Сашка!», - несколько обмолвился, что когда-то воевал под Ленинградом. Слово за слово и мы разговорились, и я от моего собеседника узнал, что он, действительно, сражался с фашистами на Ленинградском фронте. Пришлось ему повстречать даже Маршала Говорова. И еще добавил, что, мол, даже близко видел, когда перед ними – солдатами, выступала Клавдия Шульженко (впоследствии и я ее видел, только уже в мирное студенческое время в Ленинграде, когда она пела две великие свои песни - «Руки» и знаменитый на всю страну и весь мир «Синий платочек»).

… Кузьмич отвернулся тогда от меня, и я стал невольным свидетелем его скупой мужской слезы. И добавил: «Всякое бывало, Сашка, вот видишь - фрицы у меня ногу отобрали! Но мы их тоже хорошо долбали!» «И добили!», - добавил я. «Да! Слава тебе, Господи!», - как бы в ответ тихо прошептал бывший солдат.

…Потом я уже от Степановны узнал, что у Петруши Стукала, как она выразилась, «…вся грудь в орденах и медалях». Да и другого, я считаю, и быть не могло…

…Вернулся он в родные варженские края без правой ноги. НО НИКОГДА НЕ ПАДАЛ ДУХОМ!!! НИКОГДА!!! А Валентина Егоровна встретила по-бабьи со слезами на глазах! Обрадовалась! Вся деревня пришла тогда на встречу с фронтовиком!

Егоровна вообще-то была очень живая, сверхэнергичная, сверхподвижная, сверхразговорчивая женщина! Они с Кузьмичем держали корову, кур, поросенка, да еще и кота Сердитого (уж и правда он был с мрачноватой мордой, но это только так казалось: при встрече всегда «размурлыкивался» и ластился…как кошка).

…50 с чуть-чуть прожили вместе Егоровна и Кузьмич. В их добротном доме было хорошо, тепло и по-деревенски уютно. Пахло парным молоком, свежим сеном и…ДОБРОТОЙ (хотя доброта никогда не пахнет, это уж я «для пущей важности»).

…Всех этих людей из той далекой деревушки я не только любил и уважал… Сейчас я поставил бы им Памятник на месте деревни, где они жили!!!

х х х

…Нынче узнал из журнала «Лад», что Вологодская область занимает второе место после Тверской по числу заброшенных деревень. Заброшенных, значит, умерших – так честнее будет сказать! В числе их и та, о которой я вел свой рассказ! Прощайте, ушедшие в мир иной мои милые варжаки! Я ВСЕХ ВАС ПОМНЮ!!!

Александр БЕЛЫХ

 

Светлой памяти моих любимых мамы

и бабушки ПОСВЯЩАЮ

«Я – В ГОЛУ, А ШАЛИК – ПОД ГОЛУ!..»

…Нижне-Чистяковская начальная школа, где работала моя мама учителем начальных классов, располагалась в низине, а на холмах-угорах стояли другие памятные мне деревни – Нижнее и Верхнее Чистяково, Нижнее и Верхнее Займище. Они все находились в Верхней Варже.

..Это были, наверное, 1958-60-е годы. Мне тогда исполнилось, пожалуй, три (или четыре года). И мы с мамой жили в самом здании школы. И еще нам уже тогда очень и очень помогала Анна Андреевна Кривошапкина (в будущем – моя бабушка, хотя была мне абсолютно неродной, а прожила с нами 35 лет!) Спасибо, бабушечка, ЗА ТВОЕ ТЕПЛО, ЛАСКУ И ТВОЙ НЕЗАБЫВАЕМЫЙ ЮМОР!!! ЦАРСТВИЕ ТЕБЕ НЕБЕСНОЕ!

… Была зима, на мне, помнится, надето стеганое зимнее пальтишко, и я дружил с … Шариком. Чей это был пес – наш или кого-то из соседских деревень – я уже совершенно не помню.

Помню, что я почему-то «шел в голу, а Шалик – под голу» (это я так по-детски изъяснялся потом маме и бабушке). И в итоге от моего пальто остались одни клочья: пес тянул меня вниз, а я рвался вверх («в голу»). Вот было слез! Но этот эпизод из самого раннего детства я очень даже хорошо запомнил.

…Как сегодня не припомнишь еще одно событие, связанное с жизнью в этой деревенской школе. Недалеко от нее стояла банька, а рядом текла совсем даже неширокая (по моим детским меркам) речка Варжа. И вот однажды летом бабушка Андреевна на мосточках, которые были сделаны у берега, мыла-полоскала половики. И вдруг кричит: «НАЛИМ!!!» Мы с мамой прибежали и увидели схваченную ей в половиках рыбу – налима! Он был довольно крупный! Я не знаю, что с ним стало дальше, но о его поимке помню и по сей день.

…Школа – это, безусловно, уроки. Расскажу вам, как беззастенчиво и даже нагло я открывал двери класса, где мама вела урок, и проходил… за школьную доску. И тут мама мне говорила (даже слышу мысленно ее голос): «Опять за мелом пришел! Уходи! Или садись за парту!»

Грешен – я очень любил мел. И мне нравилось его кушать, и это было здорово! И я ничего не боялся, и ничего не мог с собой поделать… Мел и угли из печки, как, впрочем, и сырую (ПОДЧЕРКИВАЮ – СЫРУЮ) картошку, я могу, не гнушаясь, «слопать» и сегодня: вот такая осталась детская привычка и, наверное, потребность молодого тогдашнего организма в нехватке какого-то очень важного витамина…

…Долгими днями, пока мама проводила уроки, мы с бабушкой Андреевной и ее дочкой Галиной… «ловили рыбу». Я сидел на печке (русской), а точнее – на лежанке, рядом со мной стояли два валенка – «для большой» и «для маленькой» «рыбы». Сделанная из карандаша и веревки «удочка» мною опускалась за печку, а бабушка (или Галина – по очереди) ухищрялись …подцепить к ней то конфетку, то печенюшку, то пряничек. А я то как был доволен! До сих пор ощущаю в душе вот ту самую «рыбалку»!

И еще. Вокруг школы было много земли. И мама умудрилась первой в той большой округе посадить в те годы большую диковинку – ОБЫКНОВЕННЫЕ ПОМИДОРЫ! Люди шли к ней с расспросами, она их, конечно, плодами угощала. И в результате многие варжаки стали выращивать на своих грядках помидоры!

Ну как не вспомнить сегодня и про «Далекую Москву», которую я слышал из репродуктора радио, круглого, как большой, большой арбуз! Когда говорил диктор (или дикторша), мне, тогда еще деревенскому несмышленышу, казалось, что Москва где-то…в тридевятом царстве, тридесятом государстве!

Сейчас я тоже и в Усть-Алексееве, и в Устюге Великом иногда слушаю радио, но уже без того восхищения, которое происходило со мной в Чистяковской школе!

Александр БЕЛЫХ.

Усть-Алексеево 18 июля 2021 года

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий