Все о Верхней Варже (Великоустюгский район Вологодской области)

Все о Верхней Варже (Великоустюгский район  Вологодской области)
Дорогие земляки!
Обращаемся к вам с огромной просьбой: для публикации на блоге поделиться воспоминаниями, фотографиями, фронтовыми письмами
и другими материалами о Верхней Варже и ее жителях.
Ждем Ваших писем по адресу: t.n.n@mail.ru Спасибо!

суббота, 7 апреля 2012 г.

Сказки Верхней Варжи

В старину предание заменяло и школу, и науку... Два крайние поколения человеческой жизни, старость и детство, дружно встречались на сказке: поколение отживающее передавало предание поколению народившемуся. Старый рассказывает сказку и поучает, малый слушает и поучается. Один припоминает в сказке прошедшее, другой гадает о будущем. 


«Сказка ложь, да в ней намёк:
добрым молодцам урок».
А.С.Пушкин 

Сейчас прочитайте две сказки, которые рассказала  Газизова Милитина Алексеевна, ей их рассказала её бабушка, Ямова Афанасия Васильевна. 

Сказка 1: Жила - была одна старушка. Никово у неё не было, один быцёк во хлеве. Не стало дров у старушки. Пошла она по деревне собирать, кто хомут дал, кто оброть и т.д. Запрягла она быцька, села в сани и поехала в лес за дровами. Навстрецю ей заец: «Посади, бабка, поповези на санях». Она посадила его в сани и запела: «Тпруски, быцёк, по дорожке тецёт, сани не наши, хомут не свой, понужай не стой, не оглядывайся, не осматривайся». Вот они едут, едут и навстрецю лиса попалась. Тоже попросилась: «Посади и меня, бабка, в сани, поповези». 
- Нет, у меня сани плохие. 
- Да, я не цяжёлая. Ну, посади. 
- Ладно, давай садись. 

Поехали дальше. Старуха запела эту же и лисёнку. Ехали, ехали, навстрецю им волк. Тоже стал проситься к ним в сани: «Бабка, посади меня, поповези». 
- Нет, вовценёк, у нас сани худые, не доехать за дровами. 
- Ну да, бабка, посади. 

Стал упрашивать. Делать нецево, посадила. Сили, поехали, бабка опеть эту же письню запела. Довго ли коротко ли они ехали, вдруг навстрицю им медвидь. Тоже стал проситься в сани. 
- Ты-то уж, медвидюшко, шипко тяжёлой, не посажу тебя я. 
- Дак, бабка, ты всех посадила и меня посади уж. 

Бабка нехотя согласилась, посадила медвидя в сани. Попоехали немного, сани-то и лопнули. 
Делать нецево, посылает бабка всех их в лес и приговаривает: «Надо ремонтировать сани-ти». Звири ни с места. 
-Тогда сидите, сторожите быцька, я сама пойду. 
Ушла бабка в лес. Звири быцька роспрягли и сьили. Кожу на бадоги натянули да и поставили, а сами убежали. Приходит бабка, никого из звирей нет, глядь, и быцька нет, одна кожа осталась. Заревела бабка. Не дров, не быцька - ницево не осталось. 

Сказка 2: Жили - были старик да старуха. Однажды старуха и говорит своему старику: "Вот ковда я умру, найди такую мытницю, штёбы она меня вымыла и лисёнку спела». Вскоре старуха умерла, и пошёл старик искать мытницю. Идёт, идёт старик, навстрецю ему кошка. Стал он с ней разговаривать:"Вот умерла у меня старушка, велела найти мытницю, чтобы её вымыла и писёнку спела». Кошка отвецяет: "Давай, я вымою». «А баско ли ты поёшь-то?» - спрашивает старик. Кошецька закавкала: "Кав, кав, кав». 

-Ой, не баско ты поёшь-то, пойду я дальше. Шёв, шёв старик, навстрецю ему собацька. Рассказав старик собацьке о своём горе. 

- Да, давай я вымою. 
- А баско ли ты поёшь? 

Собацька затявкала. Не пондравилось старику. Пошёв дальше искать. Вдруг, откуда ни возьмись, лиса идёт ему навстрецю. Рассказал он ей обо всём. Лисонька спела ему писёнку: «Курни, курни, бабка, довги нитки пряла, сурово белила, старицька бело водила". 
- Ой, Лисонька, хорошо же ты поёшь. Пойдём мыть мою старушку.
Лиса согласилась. Пришли они в дом, лиса и говорит старику: «Затопи баньку, нагрей воды, я буду её в баньке мыть». Отнесли старуху в баньку, а старик по приказу лисы остався ждать на улице. 

А лиса в баньке-то не мыла, а огладывала старушку. Старик спрашивает: «Скоро ли ты там?» Лиса отвечает: «Скоро, скоро», а сама писёнки попевает и старушку погладывает, косточки под тазик складывает. Съела старуху и говорит старику: «Давай открывай, старик, двери-ти, всё уже». Как открыл он двери-ти, она плеснула кипятку ему в глаза и сама убежала. Старик поискав, поискав тело своей старушки, нашвв одни только костоцьки. Погоревав, погоревав, да делать нецево, схоронив лишь костоцьки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий