Все о Верхней Варже (Великоустюгский район Вологодской области)

Все о Верхней Варже (Великоустюгский район  Вологодской области)
Дорогие земляки!
Обращаемся к вам с огромной просьбой: для публикации на блоге поделиться воспоминаниями, фотографиями, фронтовыми письмами
и другими материалами о Верхней Варже и ее жителях.
Ждем Ваших писем по адресу: t.n.n@mail.ru Спасибо!

воскресенье, 6 октября 2013 г.

«Звонкое чудо» - частушки

Наверное, нет такого человека, который бы был равнодушен к малому песенному жанру - частушке. Не зря же наши песенницы из деревень Ворошнино и Мякинницыно называли их «короткими песнями на новый голос». А еще о частушках говорят и пишут, что они - «звонкое чудо». И это действительно так. Ведь они могут вызывать у людей радость, печаль, умиротворение, душевный настрой и так далее.

Человек,  сочиняющий  частушки,  берет смысловую нагрузку из окружающей его жизни. И это идет с давних времен. Недаром народная мудрость гласит: «Как живется, так и поется». У частушек, как и у песен, тоже бывают судьбы. Одни живут долго и передаются из поколения в поколение, попадают на страницы книг. Другие же, как маленькие звездочки, только что вспыхнувшие на небосклоне, вскоре гаснут, исчезают из памяти людской.
Люди, сочиняющие частушки, вкладывают в них свою душу и сердце, а когда исполняют их, то зажигают ими сердца своих слушателей. Иногда они звучат игриво, спокойно, как ручейки журчат, а иногда - бушующе, с грохотом водопада, когда в них вложен   такой   текст,   который должен донести горькую правду жизни непременно, сейчас.
В нашем поселении многие знают и любят петь частушки. Некоторые сочиняют сами, другие же - унаследовали от старшего поколения. Сегодня мне хочется рассказать о женщине, которая переняла частушки-припевки от своих родственников, знакомых, соседей. А вот чтобы запомнить их, конечно, надо иметь хорошую память. И вот благодаря этой памяти Татьяна Николаевна Шелыханова запомнила великое множество частушек на самые разные темы. Но прежде, чем соприкоснуться с текстами частушек, коротенько остановлюсь на судьбах тех людей, которые были близки и дороги самой Татьяне.
Татьяна Николаевна родилась 25 июня 1959 года в деревне Жуково Верхнешар-денгского сельсовета. Отец, Николай Петрович Паутов, с 11 лет был инвалидом 1-й группы по зрению. Он был родом с Ивановского Починка (В. Шар-деньга). Николаю было четыре года, когда не стало матери. Потом подступила к нему болезнь, вследствие которой он потерял зрение. Старший брат его погиб на войне, поэтому Николай, лишившись опекуна, стал получать пенсию по потере кормильца. Вот так судьба-судьбинушка подкидывала ему одно испытание за другим. Но он, лишившись зрения, не сломался, не впал в отчаяние, сумел прожить свою жизнь в этом «темном царстве» достойно.
Не ныл, не жаловался, а просто жил. Судьба хоть и сыграла с ним злую долю, но в то же время дала возможность вытянуть и счастливый билет: встретить женщину, жениться на ней. Родилась дочка Таня, которую они очень любили, лелеяли. Ведь жизнь-то была не из легких, так  как втроем жили на пенсию отца (19 рублей).
Хорошо еще, что в подсобном хозяйстве были козы, куры, кролики. Жена Николая Петровича, Антонина Константиновна, была ему верной спутницей и при необходимости всегда сопровождала его в пути. Они, как пара лебедей, всегда были вместе.
В 1965 году семья переехала в Верхнюю Варжу в деревню Микляево. Семь лет они жили в этой деревне, но потом люди оттуда стали уезжать. И они переехали в деревню Насоново. Таня Паутова в первом классе училась на Старине, ее первой учительницей была Таисья Семеновна Вологдина. Со 2-го по 8-й классы училась в Мякинницыне, так как на Старине школу закрыли. Два года жила в интернате, а, став старше, стала ходить домой в деревню Насоново. После окончания восьми классов в 1976 году поступила учиться в ГПТУ № 25 города Великий Устюг на маляра-штукатура. Но по своей специальности работать не стала, а переехала домой к родителям. В 1978 году поступила на работу в совхоз «Пионер». Ее определили дояркой на ферму Соболеве.
Доить аппаратами, конечно, не умела, поэтому целую неделю училась, а потом уже 25 коров доила самостоятельно. Из-за необходимости в животноводческих кадрах в 1978 году перешла работать на ферму Мякинницыно. Ей было выделено две комнаты в двенадцати-квартирном доме. 21 июля 1979 года вышла замуж за Василия Сергеевича Шелыханова, с которым прожили вместе 33 года и вырастили шестерых детей Муж тоже работал в животноводстве (дояром, пастухом, сторожем).
С 1978 года по 1992 год Татьяна Николаевна работала дояркой на ферме Мякинницыно где у каждой доярки было по 26 коров. Потом работала на ферме Марилово, где было уже 20С голов скота. На шесть дояро! приходилось по 36 коров.
На долю Татьяны Николаевны выпало немало жизненны) испытаний, которые она никогда не сможет забыть.
Нельзя умолчать и о судьбе тети Татьяны Николаевны - Марии Константиновны Обуховой, сестры матери Родом она была из дерева Гора (В. Варжа). В период кол лективизации   их   семья   подверглась раскулачиванию. Все забрали, только зерно успели спрятать. И лишившись всего, что было нажито большим и упорным трудом, родители не смогли пережить этого потрясения и вскоре умерли. Марии Константиновне же выпала нелегкая вдовья доля, так как ее муж погиб на фронте. И она с 30 лет, несмотря на все трудности, смиренно пронесла нелегкую вдовью ношу через всю свою жизнь. Не вышла замуж и одна подняла на ноги свою дочь Галину. Поэтому не случайно в ее репертуаре были частушки про войну:

Германия, Германия -
Страна среди болот. 
Много-много ты, Германия,
Наделала сирот.

Германия, Германия, 
Германия-страна. 
Распроклятая Германия,
 И Гитлер сотона.

Окаянная Германия 
Стоит на берегу. 
Кабы было много силушки, 
Спихнула бы в реку.

Мил на финской воевал, 
А потом эта война. 
Мое сердце подсказало -
Не увижу никогда.

Письмецо пришло из армии, 
Бумага черная. 
Треугольная печать, 
Наверно, похоронная.

Ягодиночку убили
 На войне прикладиком,
 Обнесли его могилку 
Зеленым садиком.

Я пришла и просидела 
У кусточка ивово. 
Двадцати восьми годов 
Осталась я без милого.

Никогда мы не забудем 
Эту страшную войну, 
Как с коровами на пару 
Мы толкали борону.

В наше время так и жили, 
Все ходили в лапотках. 
Боронили на коровах, 
А пахали на быках.

50 годов мы прожили, 
Как кончилась война.
 Сколько слез было пролито,
 Не забуду никогда.

На березке увидала, 
Что сидел один скворец. 
Наши дети вспоминают: 
«Если б был теперь отец...»

Напевая эти частушки, Мария Константиновна как бы выплескивала наружу все свое горе, печаль, тоску. И в то же время эти строчки возвращали ее в то суровое и страшное время войны, которое она не смогла забыть до конца своих дней. У нее не только муж погиб на войне, но еще и четыре деверя.
Очень часто Татьяна Николаевна со своими родителями бывала в гостях у Марии Константиновны, которая проживала в деревне Минине Собирались вместе обычно в праздники (в октябрьские, в Новый год, 8 Марта, 1 Мая, на Рождество, на Пасху, на Троицу и в дни рождения). Во время этих посиделок, конечно, вспоминали прежнюю жизнь.
Особенно запомнились им пляски в зимнее время. Ох, и весело было! Мария Константиновна рассказывала, что отец был у них строгий и не всегда отпускал их на пляски. Каждый раз приглашал к себе в дом Федюню из деревни Соболево и просил узнать его, где будет очередная пляска. А Федюня говорил очень плохо, пропускал целые буквы.
Вот однажды отец спросил его: «Где сегодня будет пляска?!»   Федюня  ответил:   «Там пляска будет, где кутьку хлебают», то есть кутью хлебают (Мякинный Погост). А в другой раз он сказал, что «пяска будет там, где косок деут» (кошек дерут), то есть в деревне Марилово. «Вот раз мы попросились у отца сходить на гулянку, а он нам сказал: «Федюня забегал, за всех вас сходил, никуда не пойдете», - вспоминала Мария Константиновна.
О гулянках женщины вспоминали с особой теплотой. На гулянья девки ходили в цветастых платках. Гуляли по дороге от деревни Антушево до большой сосны, которая росла около деревни Старины. С ними всегда был гармонист, да и не один. Они пели песни, частушки.
И вот, сидя за столом, собеседники пели, конечно же, частушки и про прежние гулянки:

Поливай, подруга, розу, 
Поливай зеленую. 
Вспомни прежние гуляночки 
И жизнь веселую.

Кабы прежние гуляночки 
И старый дорогой, 
Не пошла бы рано девочка 
С гуляночки домой.

Износила полуботики, 
Чулочки черные. 
Вспомни, дролечка, гуляночки
 И ночи темные.

Дроля, вспомни, как гуляли
 По большой дороженьке.
 Ты играл, я песни пела,
 Не шагали ноженьки.

На веселую гулянку 
Мой залетка не пришел.
 Наверно, рваную фуфаечку 
На печке не нашел.

За праздничным застольем родственники Татьяны Николаевны пели и русские народные песни («Ой, мороз, мороз», «Шумел камыш», «Глухой неведомой тайгой» и так далее). Хорошо пели, голоса не сливались. Николай Петрович играл на гармошке под пляску, а его любимой песней была «Когда я работал в крестьянстве». И Татьяна Николаевна с раннего детства слушала их песни, частушки. А став старше, стала запоминать их. Особенно запали в душу частушки любовного характера:

Не ругай меня, мамаша,
 За веселую гульбу.
 Пройдут годы молодые, 
Посылай, да не пойду.

Сине морюшко глубоко, 
Ленточкой не смеряешь. 
Ягодиночка далеко, 
Вечерком не сбегаешь.

Письмом печку растопила, 
Не подкладывала дров. 
Я смотрела, как горела 
На огне моя любовь.

У меня милого нет, 
У подруги - семеро. 
Я спросила: «Где брала?» -
 В огороде сеяла.

По тропиночке иду,
 Тесина прогибается. 
Я хромую проводил,
Косая дожидается.

Вспомни, милый, как гуляли,
 Ты стоял передо мной. 
Свои тайные словечки 
Говорил ты мне одной.

Погоди жениться, милый, 
Погуляй на'улице.
 У меня перины нету, 
Перышки на курице.

Я у матери - одна, 
У отца - единая. 
Я у дроли моего 
Самая любимая.

Шаль пухова, шаль пухова, 
Шаль пухова клетками. 
Мне такого дролю надо, 
Чтоб кормил конфетками.

Вот так и появилась у Татьяны Николаевны страсть к частушкам. Она сама их с удовольствием поет и любит слушать, как их поют другие. Частушки же, услышанные от своих родственников, очень часто ей вспоминаются, особенно ночами. И прежде всего приходит на ум частушка Марии Константиновны:
Я любила раньше слушать Пароходные гудки. Не нашла я счастья в жизни, Кроме горя и тоски.
От всей души хочется поблагодарить Татьяну Николаевну за то бесценное чудо, которое она сумела сберечь в своей памяти. И пусть это звонкое чудо - частушка будет богатым наследием для будущих поколений.

Т. ВОРОШНИНА, заведующая  Верхневарженской библиотекой.

11 комментариев:

  1. Очень интересный очерк получился, спасибо!
    Не много есть источников, где можно почитать (а уж послушать, кажется, вообще роскошь) такие "глубинные" напевы, то, что не печатается в официальных изданиях, о чём мало кто знает вообще.

    Удивило написание слова "сотона" вместо "сатана" - скажите, это как-то связано с местным произношением или какой-нибудь фолк-традицией?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо огромное за комментарий от моей мамы Тамары Васильевны.
      С нашим вологодским оканьем нам привычно слово "сотона"....

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    3. Ой, как интересно :). Большой московский привет Вашей маме! :)
      Про "сотону" я поняла. А как же тогда "окаянная" - даже я в Москве много раз слышала и знаю, как волжане и северяне, например, произносят "окОянная". На Вологодчине есть какие-то свои особенности в местном произношении?

      Удалить
    4. У нас в каждом сельском поселении есть свои особенности в произношении.....

      Удалить
    5. Ну да, это, в принципе, понятно и логично. Но тогда жалко, что в посте нет никаких указаний на это, ну, вроде сносок, может, комментариев. Рассказ бы очень выиграл от этого :-).

      Удалить
  2. А что если просто исправичть ошибку в слове.
    "...в каждом сельском поселении есть свои особенности в произношении.....", но ведь великому и могучему учат одинаково:-) А пост писался не в транскрипции.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пост написан в точности, соблюдая авторское написание. В таком же виде он был опубликован в газете, поэтому администрация не признает это за ошибку и ничего исправлять не собирается....

      Удалить
  3. Диалектные слова правилам Великого русского не подчиняются....

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за военные частушки!

    ОтветитьУдалить
  5. Ольга Зубова24 мая 2018 г. в 21:06

    Ах, Германия, Германия,
    Проклятая страна,
    Ты оставила, Германия,
    Без милого меня!

    Так пела моя мама, из детства помню эту часть тушку.

    ОтветитьУдалить