Все о Верхней Варже (Великоустюгский район Вологодской области)

Все о Верхней Варже (Великоустюгский район  Вологодской области)
Дорогие земляки!
Обращаемся к вам с огромной просьбой: для публикации на блоге поделиться воспоминаниями, фотографиями, фронтовыми письмами
и другими материалами о Верхней Варже и ее жителях.
Ждем Ваших писем по адресу: t.n.n@mail.ru Спасибо!

среда, 21 августа 2013 г.

«Я – БИБЛИОТЕКАРЬ!» Эссе.

Т.В.Ворошнина,
Участник Всероссийского конкурса
«Библиотекарь года»


Действительно, я – библиотекарь. И это слово для меня звучит гордо, потому что я не просто библиотекарь, а библиотекарь сельский, который всегда на виду у людей, в центре внимания, обожания, понимания (если он этого заслуживает). Без библиотеки невозможна жизнь на селе, т.к. она является единственным информационным, просветительным, культурно – досуговым центром. В сельскую библиотеку люди идут не только для того, чтобы удовлетворить свои читательские интересы, получить какую-то информацию, но и для того, чтобы просто пообщаться, поделиться своими радостями и горестями, провести свой досуг. Поэтому сельский библиотекарь должен быть не только опытным специалистом своего дела, но и мудрым советчиком.


 О деятельности библиотекаря судят на селе по его делам. Если он только сидит и выдает книги, то его просто могут не заметить ни как специалиста, ни как человека. И будут судить и рядить о нѐм: « А чего он делает-то, сидит сиднем». Поэтому гордое звание «наш библиотекарь» надо заслужить. Сельским библиотекарем я работаю вот уже на протяжении 41 года. В 1972 году после окончания Вологодского областного культпросветучилища (г. Кириллов) была направлена на работу в Верхневарженскую сельскую библиотеку (Великоустюгский район). Библиотека находилась в одной маленькой комнате при доме культуры. В ней стояли четыре трёхсекционных стеллажа, которые загораживали весь свет. В углу стоял стол для выдачи литературы. В зимнее время в помещении было холодно. В микрорайоне обслуживания находилось 20 деревень. Надо отметить, что в этой местности живут удивительные люди, которые поражают своей радушной приветливостью, добротой, простотой. И общаясь с жителями, я быстро нашла с ними общий язык и начала «зарабатывать» свой авторитет у сельчан, так как очень часто бывала у них в домах с авоськами книг. Также со своим активом мы регулярно выезжали в отдалённые деревни с различными массовыми мероприятиями, которые им очень нравились. Мероприятия проводили и в местном доме культуры (устные журналы, тематические вечера, посиделки и другие). В тесном контакте приходилось быть с животноводами, механизаторами и специалистами сельского хозяйства. Для них проводились дни животновода, механизатора, специалиста сельского хозяйства, читательские конференции. Часто бывала на фермах, в ремонтных мастерских. В весенне–летний период ежедневно обновляла сведения под «флаг трудовой славы», писала «боевые листки», «молнии». 
Очень частым гостем была в местной школе. В общем, оказалась в круговороте бурной деятельности. И меня, тогдашнюю девчонку, как-то сразу люди заметили. Стали относится с уважением, начали называть по имени и отчеству, что было для меня сначала непривычно. О крупных массовых мероприятиях, проведённых по моей инициативе, публиковали статьи на страницах районной газеты «Советская мысль». Тогда на селе было очень много молодёжи. В больших деревнях были организованы книжные передвижки. Вот так началась моя трудовая деятельность. 
Я часто вспоминаю слова заведующей Великоустюгским районным отделом культуры Марии Семёновны Поповой, которая при приѐме меня на работу спросила: «Как собираешься работать?» Я ответила: «Не знаю, уж больно я несмелая.» А она: «У нас есть и смелые, да ничего не делают». Но моё упорство, стремление добиться намеченной цели всегда достигало желаемого результата. Без моего участия не обходилось ни одно значимое мероприятие в нашей местности. Год за годом я набиралась опыта работы, используя для этого семинары, практикумы, профессиональные журналы, обмен опытом. И во мне всё сильнее разгорался душевный творческий порыв, в который я вовлекала и своих читателей. А поэтические строки: «Дайте мне трудное дело, дайте дело такое, чтобы сердце горело и не знало покоя…» стали лейтмотивом, кличем, зовущим на важные и ответственные дела, связанные с библиотечной
деятельностью. Став старше и мудрее, я поняла, что выбрала самую гуманную, многогранную профессию, которая, как и профессия учителя, призвана «сеять разумное, доброе вечное», то есть нести людям свет, дарить радость. И я всегда руководствуюсь этой главной профессиональной миссией. И мой творческий огонёк горит ярко, а его искры не сгорают на лету. Они вселяются в души и сердца моих читателей. 
В 1992 году библиотека переехала в более просторное, светлое здание. Это новоселье расширило поле деятельности с читателями, то есть позволило проводить массовые мероприятия в самой библиотеке. 
После 90-х жизнь изменилась круто не только в стране, но и на селе. Нет уже давно совхоза «Пионер», животноводческих ферм тоже. Есть лишь два частных ООО, занимающихся в основном, заготовкой леса на продажу. Многие деревни ушли из жизни навсегда, а жилых осталось всего семь, в которых проживает очень мало людей. Молодѐжи тоже не много. Живут в деревнях почти одни пенсионеры. В школе – 18 человек, по два – три человека в классе. В детском саду – 5 человек. Можно сказать, что год за годом наш край катится по наклонной плоскости к бездне, то есть к вымиранию, к исчезновению. Как больно всё это видеть. Ведь в глазах до сих пор стоят большие деревни с добротными многолюдными домами, наполненными детскими голосами. И в такой обстановке очень тяжело работать сельскому библиотекарю. Некоторые могут возразить: «Наоборот, легче. Меньше людей, меньше и работы». Но это не так. И в такой, казалось бы, непростой обстановке настоящий библиотекарь всегда найдёт выход из создавшейся ситуации. Пусть и редеет население в нашей местности, но люди, живущие здесь, нуждаются во внимании, поддержке не только со стороны исполнительной власти, но и со стороны учреждений культуры. А в их числе и сельская библиотека. 
Отработав 35 лет и выйдя на заслуженный отдых, решила ещё немного поработать. И это «немного» уже длится 6 лет. Очень часто люди мне говорят: «Вот Вы уйдёте с работы, то всё и заглохнет», то есть, по их мнению, культурная жизнь на селе окажется в тупике. Я им отвечаю: «Свято место не бывает пусто. Придёт кто-то другой, молодой, энергичный». Они мне: « Придёт - то придёт, а толку-то мало будет». Это, так сказать, самая высокая оценка деятельности библиотеки. Свою любовь к книге я сумела вдохнуть в сердца своих читателей. И очень здорово, что я выбрала такую интересную, полезную и нужную людям профессию – профессию библиотекаря.

Т.В.Ворошнина, заведующая Верхневарженской сельской библиотекой – филиалом №4 МКУК «Великоустюгская ЦБС» Вологодской области.

26.07. 2013.

Комментариев нет:

Отправить комментарий