Все о Верхней Варже (Великоустюгский район Вологодской области)

Все о Верхней Варже (Великоустюгский район  Вологодской области)
Дорогие земляки!
Обращаемся к вам с огромной просьбой: для публикации на блоге поделиться воспоминаниями, фотографиями, фронтовыми письмами
и другими материалами о Верхней Варже и ее жителях.
Ждем Ваших писем по адресу: t.n.n@mail.ru Спасибо!

воскресенье, 11 августа 2013 г.

Пасная. Была когда-то такая деревня...

У каждого человека есть на земле самое дорогое и священное место. Это уголок малой родины, где человек появился на свет, где прошли его детские и юношеские годы, а у многих - вся жизнь связана с этим, и куда б человек ни уехал со своей малой родины, где бы он ни жил, но «сторона лесного эха будет сниться, будет звать». Действительно, многие люди испытывают ностальгию по своей малой родине. Очень часто образ ее стоит перед их глазами. Только в нашем поселении Верхневарженское в числе забытых находится 12 деревень. Поэтому не случайно, что ежегодно проводятся дни забытых деревень (с целью изучения истории, организации встреч жителей). В 2012 году был проведен день деревни Пасной.

Галина Максимова  (из поселения Марденгское) очень часто в детстве приезжала в эту деревню к своей бабушке Таисье Афанасьевне Ворошни-ной. Она здесь давно не была, но образ деревни останется в ее памяти навсегда. Конечно, она знает, что деревни больше нет, что она ушла в небытие. И однажды нахлынувшие воспоминания превратились в стихотворные строки, которые она передала нам (не лично, через посредников, то есть знакомых людей):
Есть на Варже-реке Холм зеленый, большой, Там деревня стояла когда-то. Сколько лет пронеслось... Как там чудно жилось! Эх, наверное, жизнь виновата. Не бывать в тех местах Нам, бродившим тогда По лесам, по полям, по дорогам. Не сумели сберечь дом и теплую печь, И дорожку к родному порогу.
Пас-ная! Такое радостное жизнеутверждение слышится в этом названии. В нем как бы отражается весь спектр радужной полосы. Почему деревня была названа именно так, к сожалению, неизвестно.
В «Словаре русского языка XI—XVII вв.» написано:
1.  Пасный, прим. Полосовой (ср. польск. Pas «полоса»).
2.    Пасный,   см.   пастный, прим. относящийся к ловушке, западне, называемой «пасть».
В «Словаре русских народных говоров»(Забайкалье, 1980 г.) трактовка следующая: пасня, или же «половина кудели».
И все эти предположения можно взять за основу. Возможно, что первые поселенцы, оказавшиеся в этой стороне, действительно, оказались в лесной ловушке. И им пришлось очищать от лесного массива часть территории (полосу) и для обживания, и для ведения земледельческих работ, то есть «катать новинки». А на «новинках» всегда в первую очередь сеяли лен. Вырастив его, естественно, лен дергали, стлали, поднимали, трепали и пряли из него пряжу. Скорее всего, женщины в этой деревне пряли немного (одну «пасню» за вечер, остальное же волокно оставляли на другой вечер). А из одной «пасни» много ли пряжи? Видимо, за такую медлительность и прозвали жителей деревни «паснятами», а деревню - Пасной. Так это было или не так, точных данных нет.
А возникла деревня, скорее всего, в середине XVII века, так как даты первых письменных упоминаний до середины XVII века составителями не было найдено.
В книге «Вологодская губерния. Список населенных пунктов» по сведениям 1859 года есть следующие данные: Пас-ная при речках Варжа и Пас-новка. Число дворов - 11, число жителей - 78, в том числе мужчин - 40, женщин - 38.
В книге «Материалы для оценки земель. Вологодская губерния», т. 6, Великоустюгский -уезд, вып. 1 за 1914 год помещены итоги переписи за 1911 год. Число жителей - 123, в том числе мужчин - 62, женщин - 61. Способных к труду мужчин - 42, в том числе рабочих - 32, полурабочих- 10.
По утверждению же старожилов в 30-е годы в деревне было 23 дома: с двумя избами - 8, с одной - 8, с одной большой - 2, с большой избой и боковушкой в мостах - 2, пятистенков - 3. Проживало в этих домах около 130 человек. Не у каждого, но были бани. Сначала черные, белые же стали появляться в 70-е годы. Почти у каждого дома были колодцы.
Расположение деревни напоминало букву «П», как бы соответствуя ее названию и занимая определенную полосу под постройками. Деревня была огорожена изгородью с пятью воротами. "Из деревни открывался взору удивительный живописный вид, так как она находилась на высоком угоре (увале). В центре внимания были и близлежащие деревни, и дальние (вплоть до Мякинницына). Словно огромный зеленый ковер, расстилался густой лес. В самой же деревне пышные овалы деревьев и кустов давали людям приют в своей тени, укрывая от летнего зноя.
Внизу же, под угором, спокойно текли (и до сих пор текут) речки Варжа и Пасновка. Под деревней на речке Варже была мельница. Мельником работал Павел Федорович Малиновский. Необычные названия имели и окрестные места вокруг деревни.
Лога: Отросток, Ключев лог, Андриянов лог. Лиги: Грибовская (разг. Грибосская), Власиха, Выгородка. Поля: Премдворов (за рекой Пасновкой), за логом Отросток. Участок: Пихтовницы.
Около деревни располагались склад и ремонтные мастерские (за воротами к д. Н. Чистя-ково).
В этих мастерских  ремонтировали тракторы, сельхозмашины. Отопление в них было печное. Ремонтировать технику сюда приходили механизаторы и из других деревень. Некоторые, чтобы не ходить каждый день домой (так как жили далеко от Пасной), устраивались на постой к местным жителям. А иные, ради работы, даже переезжали на постоянное место жительства. Например, токарь Александр Григорьевич Дежнёв переехал с семьей из д. Мити-хино (1962 г.). И как вспоминает его жена Анфия Афанасьевна, «в деревне тогда было 16 домов». Но ремонтные мастерские в д. Пасной после их переезда просуществовали не очень долго, их затем переместили в д. Мякинницыно. И Александру Григорьевичу пришлось ходить на работу туда за 5 км.
На Пасной же трактористами работали Виталий Васильевич Ворошнин и Николай Васильевич Ворошнин. Кузнецом работал Леонид Васильевич Малиновский, сварщиком - Виталий Иванович Малиновский. Около ремонтных мастерских находились конюшня и телятник, который существовал 3-4 года.
Телятницами работали Евфалия Тимофеевна Ворошнина, Платонида Васильевна Ворошнина. Лидия Ивановна Ворошни-1 на работала дояркой на фермах Н. Чистякове и Н. Займище.
Жители деревни в основном занимались земледелием и животноводством. Но, кроме этого, у каждого из жителей деревни был свой особый дар, свое мастерство. Женщины умели и прясть, и ткать, и шить, и вышивать, и вязать, и готовить пищу, и так далее. Мужчины же могли дома строить, печи класть и многое другое.
Например, Арсений Павлович Ворошнин делал бочки, а Павел Федорович Малиновский плел лапти, корзины, делал веретена.
Братья Сергеевы (Алексей Васильевич, Иван Васильевич, Михаил Васильевич, Николай Васильевич) катали валенки. В доме у них (в одной избе) был пимокат, то есть приспособление для катания валенок. Катал валенки и Александр Иванович Малиновский.
У некоторых жителей  деревни были такие имена, которые теперь редко встречаются. У женщин: Аделаида, Алевтина, Анфия, Евфалия, Манефа, Павла, Платонида, Серафима, Таисья, Устинья.
У мужчин: Авенир, Арсений, Афанасий, Досифей, Никодим, Прокопий, Рафаил, Терентий, Яков.
Иван Васильевич Сергеев служил в рекрутах 25 лет. Служил, возможно, в Москве или около. Поэтому у него было прозвище Иван-Москва. Нраву он был крутого. Его жена, Надежда Федоровна, натерпелась же вдоволь от его выходок.
Однажды она напекла мягкие и принесла ему на стол из кути: «На-ко, Иван, мягоньки-то, мягонькие-мягонькие, поешь». А ему что-то не выказалось, он бросил ей вслед мягким-то. А она ему на это: «Ой, штебы тибе, Иван, как кирпицом».
В другой раз ему опять чего-то не поглянулось и он бросил под порог кринку с молоком. Она стала вытирать да осколки собирать. Не возразишь ведь. А тут соседка в дверь: «Ой, Надежда, у вас тут пол мьют, а я ползу». А Иван с лавки ей рявкнул: «Не пол мьют, а кринки бьют, такая мать».
Рассказывая о людях деревни, необходимо отметить, что Лидия Савватиевна Коптяева работала продавцом в магазине (д. Н. Чистяково). Михаил Федорович Малиновский работал счетоводом в конторе колхоза «Родина» (д. Мякинницыно). Галина Евгеньевна Малиновская и Лия Михайловна Малиновская работали медицинскими работниками в медпункте в д. Мякинницыно.
До коллективизации люде жили единоличными хозяйства ми, кормились от земли. Умели не только хорошо работать, но и весело проводили свой досуг. Зимой ходили на пляски, откупали у одиноких старушек избы за определенную плату. Летом ходили на гулянки под д. Во-рошнино (от Дроканки до Трет-ницы). Ходили гуляли, плясали «Метелицу», на пару плясали. На гулянки приходила молодежь и из других деревень. А сколько было тогда гармонистов!
«Как гармошка заиграет, аж душа радуется, ноги сами просятся в пляс, а частушки так и рвутся наружу», - вспоминают старожилы.
Как с Паснинского угора Покатилась баночка. Слышу-слышу заиграла Милого тальяночка. Вороного вороночка На реку гоняла пить. Городских ребят не надо, Я с Пасной буду любить.
Нельзя умолчать о том, что на гулянках пьяных молодых людей никогда не было. Правда, драки случались (между юношами той или иной деревни).
На Пасной также были свои гармонисты: Василий Александрович Малиновский, Лидия Сав-ватиевна Коптяева, Василий Ра-фаилович Коптяев, Юрий Рафа-илович Коптяев (сыновья Лидии Савватиевны).
Во время коллективизации  деревня Пасная сначапа входила в состав колхоза «Гроза», потом «Ворошнино». Ну, а как жили в колхозах - всем давно известно - с образованием  колхозов деревни начали редеть, так как жители всячески старались уехать из деревни в город. Правда, старожилы отмечают, что до начала Великой Отечественной войны жизнь в колхозах наладилась, стали жить неплохо. Но тут грянула война. Во время войны деревня Пасная уже входила в реорганизованный колхоз «Броневик». В бытность этого колхоза девушки  напевали  следующую частушку: Вороного вороночка Называла вороник. Вологодской дроля области, Колхоза «Броневик».
Председателями этого колхоза работали Афанасий Петрович Здрогов, потом - Николай Александрович Канюков, вернувшийся с войны по ранению. Во время войны всем досталось: женщинам, детям, старикам. Старожилы вспоминали такой случай. Мария Ивановна Малиновская (муж погиб на фронте и на ее попечении было двое детей) просила муки у председателя колхоза Афанасия Петровича Здрогова. Не для себя просила, для детей. Увидев его, сначала даже от волнения не могла вспомнить, как его зовут, поэтому обратилась так:    .
-Дяденька, выпиши мучки.
- Не выпишу, Манька, не проси.
- Ну, Афанасий, выпиши.
 -Ладно, выпишу куглины.
- Нечего есть, так живет и ку-глина.
Жители деревни выдержали все тяготы военного времени, не очерствели душой.
И не всем жителям деревни, ушедшим на фронт, суждено было вернуться с полей сражений Великой Отечественной. Именно их ни в коем случае нельзя забывать: Василий Александрович Ворошнин, Василий Федорович Малиновский, Виталий     Евгеньевич     Малиновский, Иван Александрович Малиновский, Иван Васильевич Малиновский (младший), Иван Васильевич Малиновский (старший), Иван Терентьевич Малиновский, Егор Николаевич Малиновский, Михаил Евгеньевич Малиновский, Никодим Федорович Малиновский, Николай Федорович Малиновский, Петр Иванович Малиновский, Алексей Васильевич Сергеев, Михаил Васильевич Сергеев, Рафаил Михайлович Сергеев.
Вечная им память!
Неурожайные послевоенные годы опять легли тяжелым бременем на плечи жителей деревни. И многие, не выдержав этих испытаний, ринулись из родных мест в города. За военные и послевоенные годы деревня сильно поредела.
Постепенно жизнь  в деревне налаживалась. Сначала все колхозы, имеющиеся на территории Верхней Варжи, были объединены в один колхоз «Родина» (2 апреля 1959 г.), а потом в совхоз «Пионер» (6 января 1969 г.).
Закончив уборку, жители деревни варили пиво (к Октябрьским). Были и свои пивовары: Павел Федорович Малиновский, Михаил Федорович Малиновский.
И вот 7 ноября собирались: в одном доме - молодые; в другом - люди среднего возраста; в третьем - постарше.
А потом уже все вместе сходились. Плясали, пели частушки, застольные песни. Популярными были следующие: Где ж мои юные годы",  «Златые горы», «Мамашенька», «На Муромской дорожке» и так далее.
Остальные же праздники отмечали у соседей по очереди.
Казалось, что все испытания закончились, люди спокойно жили и работали, получая при этом достойную   зарплату   и   пополняя свое благосостояние (70-е годы, совхоз «Пионер»). Но как ненастная погода,
 Злой рок стоял уж у порога. 
Так судьба распорядилась, 
Нежданно грянул гром. 
В числе неперспективных  очутилась,
 Сиротел за домом дом.
И Анфия Афанасьевна Дежнёва сочинила такую частушку: 
Вся Пасная разлиняла,
И середка выпала. Остались Манька да Евфалька, 
Да Анфия глупая.
Дежнёвы (Александр Григорьевич и Анфия Афанасьевна) переехали в деревню Марилово в 1982 году. Дольше всех жил в деревне Пасной Михаил Федорович Малиновский с женой Анной Павловной. У них одна корова бегала по угору. Но, помыкавшись какое-то время, они тоже вынуждены были уехать из родной деревни к детям. Обстоятельства заставили. Самое а главное то, что очень далеко было ходить за продуктами питания - в д. Мякинницыно, так как магазин в д. Н. Чистякове был закрыт. А они были уже в преклонном возрасте.
...Так деревня опустела. И как бы ни было горько сознавать, что этой деревни больше нет, тем не менее нельзя забывать о ней, предавать забвению ее историю.

Т. ВОРОШНИНА,
заведующая
Верхневарженской
сельской
библиотекой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий