Все о Верхней Варже (Великоустюгский район Вологодской области)

Все о Верхней Варже (Великоустюгский район  Вологодской области)
Дорогие земляки!
Обращаемся к вам с огромной просьбой: для публикации на блоге поделиться воспоминаниями, фотографиями, фронтовыми письмами
и другими материалами о Верхней Варже и ее жителях.
Ждем Ваших писем по адресу: t.n.n@mail.ru Спасибо!

воскресенье, 4 июля 2021 г.

Народные игры в деревнях Верхневарженского поселения

На сайте " Русский этнограф (5)" представлена книга «Российский этнограф». — М.,1993, в которой дано описание игр, наиболее популярных у деревенских жителей многих районов Вологодской области, в том числе и у наших земляков.

Игра в тёмную (с завязанными глазами), или в жмурки.
Перебегая по избе, игроки могли оповещать о своём местонахождении:

-Я у пецьки стою, щецьки варю!
-Я на завалинке картовоцьку рублю!
-Я на порожке сижу, барашка колю!
(д. Мякинницыно и Митихино). 

Катать колесом (д. Кекуро.)

На середовых вечорках 13,16- летние девочки до прихода парней, наклонившись и перекрестив руки, захватывали большие пальцы ног, а затем катились по полу кубарем, пока не надоест.

Кули или кульё ворочать.

В деревнях Верхневарженского сельсовета кувыркание представляло собой сложное акробатическое упражнение. Двое желающих из числа молодёжи или детей становились друг против друга. Один наклонялся и, просунув голову между ног партнёра, обхватывал его ноги руками. Тот же, в свою очередь, ложился ему на спину и обхватывал его ноги обоими руками. После этого нижний игрок выпрямлялся (верхний игрок прятал голову между его ног) и, присев, перекатывался на спину. Затем второй, опершись ногами об пол, кувыркался вперёд и так далее.

Запрягать петуха (д. Марилово).

Целый ряд развлечений на вечорках был связан с обрядами инициации — старших парней и девушек или взрослых. Подобные развлечения практиковались чаще всего как шутки над малоопытными несведущими новичками, хотя и заключали в себе довольно сложные, иногда почти акробатические трюки, то есть по существу являлись спортивными упражнениями.

Игрок повзрослее со связанными руками и ногами ложился животом вниз, а второй игрок — «петух» — просовывал между его ног и рук свои ноги, а голову ему помогали просунуть под живот товарища. Затем первый игрок вставал на четвереньки, а «петух» повисал под ним под хохот и насмешки приятелей. «Петуха запрягли!»

Игры с лодыжками.

Единственным важным признаком, влияющим на ход игры, было различие между сторонами косточек, которые в деревнях Великоустюгского района назывались по-разному. Выпуклая, окружная часть косточки чаще всего называлась масло, масли, маска, масляк или горка, горб, горбик, горбышка. Нередко эту сторону называли также бык, бычок или корова, коровушка за выступы, напоминающие рожки. Противоположная часть косточки с углублением, как правило, называлась дыра, дырка, дыроцька или яма, ямка, ямоцька, ямник. Встречался также вариант этого названия — лунка, луночка. В деревне Малиново эту сторону называли рак. Боковая сторона, не имеющая углубления, чаще всего называлась быком или полна, полно, повная, полонка, повник, полнушка, полница. Менее распространённое название масло (д. Митихино), краюшок (д. Мякинницыно). И наконец, боковая сторона с выемкой обычно называлась сак, сацёк. Иногда встречались свои местные обозначения сторон косточки, например, колобок-дыроцька-масло-сало (д. Митихино). В тех деревнях, где при игре принимались во внимание лишь две стороны, другие две могли никак не называть, как это было в деревне Стрюково, где лодыжка, лежащая на боку, не имела названия и не принимала участия в игре, а верхняя и нижняя стороны назывались соответственно коровушка и лодочка. Нередко бока косточки имели одинаковые названия — жопка (д. Мякинницыно). В вологодских деревнях ещё в 40-50-е годы были широко распространены игры с необработанными овечьими косточками (лодыжками). Такая игра была среди азартных развлечений, преследуемых и запрещаемых властями. Выигрыш определялся тем, какою стороною они упадут, если будут брошены. Искусники умели всегда бросать их так, что они падали тою стороною, какою хотелось. Народно-православное отношение к азартным играм, как «нечистым» и «богомерзким» проявилось, в частности, в виде запретов играть на столе или играть в лодыжки в другое время, кроме святок или Рождественской недели (д. Мякинницыно). Потеря лодыжек считалась дурным предзнаменованием «овцы не приведутся» (д. Андроново).

Во щелчки, шшолканы, чекуши (д. Кекуро).

Игроки старались перевернуть на «главную» сторону дополнительное число косточек после того, как те были брошены на стол.

В деревне Мякинницыно в Рождество играли только взрослые. Игра проходила в два круга. Сначала каждый игрок выбрасывал на стол пять лодыжек и забирал легшие горбком вверх мацюцьки (маслюцьки). Тот, у кого мацюцек оказывалось больше, начинал второй круг игры.

Он собирал все лодыжки (по пять от каждого) в пригоршни и бросал их на стол. Отобрав все мацюцеки, щелкал («чигал») остальными косточками друг в друга, стремясь перевернуть их на мацюцьки. Если сделать это не удавалось, следующий игрок собирал оставшиеся лодыжки и снова бросал их на стол. Побеждал тот, кто первым набирал пять мацюцек.

В деревне Малиново сразу забирали лодыжки, легшие повной (или полонкой) вверх, а потом выбивали (цикали) только неповные, причём, если она выпала одна, то бросали заново. Выигрывал тот, кто больше «нацикает» косточек. Варианты игры, при которой одной лодыжкой щелкают (шшолкают, стрекают, струкают, чигают) в другие, были известны практически повсеместно. Право «щелкать» первым получал обычно игрок, чья лодыжка падала боковой гладкой стороной кверху (бык, повная, полнушка). Вторым становился тот, у кого она упала боковой стороной с выемкой (сак). Третьим — выпуклой частью (масло, горка, горбик). И четвёртым — углублением (ямка, дырка, лунка, горка).

В деревне Кекуро считали только саки или масло, а в деревне Мякинницыно могли по уговору считать и другие стороны. Для некоторых позиций косточек могли существовать дополнительные правила. В д. Кекуро напротив брошенной на стол лодыжки мешали рукой, чтобы не было саком.

Выимки (д. Насоново, Мякинницыно, Кекуро).

В деревнях Воронино, Кочурино перед началом игры все участники подбрасывали 5-10 лодыжек и ловили их на тыльную сторону «долони». У кого больше оставалось косточек, тот и начинал игру.

В деревне Мякинницыно, чтобы быть допущенными к игре, надо было вновь подбросить эти косточки и поймать их все в горсть. Кто ронял хотя бы одну (росшибся) вынужден был проделывать всю операцию заново (в д. Кекуро неудачник сразу выходил из игры). После окончания игры давали по столько щелчков, сколько лодыжек каждый играющий не добирал. В д. Кекуро щелкали по лбу напёрстком. Кстати, в д. Кекуро число лодыжек не ограничивалось, их раздавали (парами) всем игрокам поровну. После жеребьёвки первый игрок разбрасывал косточки по столу, стараясь, чтобы они упали дирочкой вверх, так как если хотя бы одна из них падала маслом, игрок сразу же выходил из игры, а если кроме ямок, были саки, то косточки перебрасывали. Если же были только дирочки и быки, то начинали выимывать лодыжки, упавшие дирочкой вверх. Если удавалось выимать все дирочки из своей кучки, не задев быков, принимались за кучу соседа.

Куляши, гуляши, ряженые.

С наступлением святок на деревенских улицах появлялись весёлые и шумные ватаги молодёжи, переодетой в самые необычные наряды — это значило, что начались святочные обходы ряженых. В нашей местности их до сих пор называют куляшами, гуляшами.

До и после Нового года ходили, как правило, разные типы ряженых. В деревне Макарово куляши («страшные наряжухи») ходили сразу после Рождества вплоть до Нового года, а наряжонки («красивые») — с Нового года до Крещения.

Кикимора, дрёма (д. Старина).

Из более редко встречающихся «человекоподобных» персонажей святочного ряжения можно упомянуть кикимору, «старуху» с веретеном. Кикимора — очень популярный персонаж в местной демонологии, её представляют и полевым, и домашним духом, с ней связано множество поверий, одно из которых — о влиянии кикиморы на пряжу и прядение — тесно связано со святками и Рождеством.

Одежда и действие кикиморы, которой обычно наряжались девушки, вполне соответствовала её образу. На неё надевали самую рваную и грязную женскую одежду, иногда с подвешенными к поясу лаптями (д. Старина).

Петуха запрягать (д. Нижнее Чистяково).

Петух представлял собой персонаж, близкий по своему поведению и наряду, к журавлю. На него надевали вывернутую наизнанку шубу, а сверху прикрепляли картонную голову с красным гребнем и острым носом, либо давали в руки палку с забитым в неё и загнутым «вроде клюва» гвоздём или швейку. Палка и швейка служили петуху «клювом», которым он выдергивал у девушек кудель или клевал их.

Уличные шутки, шалости, озорство.

Поведение молодёжи во время святок было гораздо более раскованным, чем в иное время. В ночь под Рождество, Новый год, Крещение подросткам позволялись такие проделки, которые в иное время сошли бы за обыкновенное хулиганство. Это объяснялось представлениями о том, что «в святки нечистая сила гуляет». Разваленные поленницы, вытащенные на середину улицы в опрокинутые сани, кучи рухляди, брёвен и так далее. Большое удовольствие доставляла шутникам незамысловатая забава, известная и современным детям. Привязав нитку к дверной скобе (кольцу) садились в какое-нибудь укромное местечко и начинали легонько дергать за нитку, отчего кольцо всё время постукивало о двери, как при приходе какого-либо гостя (в старых деревенских домах двери на ночь обычно запирались на задвижку и всякий путник, желавший войти в дом, оповещал хозяев о приходе постукиванием о дверь кольцом, которое одновременно служило дверной ручкой). Хозяин, проснувшись, обычно долго прислушивался то ли ветер, то ли гость какой? Затем убедившись, что стучат в дверь, кряхтя и поругивая полуночников, слезал с печи и, выглянув в сени или подойдя к двери, спрашивал: «Хто тамоко? Хто хрешчоный?» Стук прекращался. Постояв немного и убедившись, что никого нет, хозяин возвращался на печь. Но не успевал и задремать, как стук снова повторялся. Так порой повторялось не один раз. В конце — концов хозяин начинал сердиться. В деревнях Удачино, Марилово «изводили хозяев» несколько иначе: делали из соломы чучело, обмотав ржаной соломой два крест-накрест связанного шеста, ставили его к двери и, привязав к чучелу верёвку, дёргали за неё, чтобы чучело «стучалось в дверь». Когда разозлённый хозяин распахивал дверь, чучело падало на него, а «шалуны» убегали прочь.

Трубу морозить.

Возможность попокастится давала неограниченные возможности для изобретательности и фантазии. О размахе деятельности шутников свидетельствуют многие частушки. Например,

По деревнюшке пройдём,
Чего-нибудь да сделаем.
Дров полинницю разроем,
Или мялку иссекём.

Среди множества шалостей можно выделить ещё одну группу — с замораживанием окон или труб. Кто-нибудь из молодёжи в глухую полночь забирался на крышу избы, втыкал в трубу сноп соломы, затем клал в трубу снег и заливал водой, всё это потом так замерзало, что хозяину иногда приходилось разбирать трубу. В деревне Андроново парни засовывали в трубу ёлку. Почти повсеместно встречались случаи затыкания трубы тряпкой, пучком соломы, загораживанием дощечкой или куском стекла, веником и тому подобным. Своеобразным «запиранием» трубы было опускание туда на нитке хвостового пера, привязанного к щепке, которое, вращаясь под током идущего снизу дыма, создавало в трубе воздушную пробку, которая не позволяла дыму свободно выходить. Через несколько минут после того, как печь была растоплена, дом наполнялся клубами дыма.

Масленицу не случайно называли «катальным заговеньем», ведь катание на лошадях было важным отличительным признаком этого праздника. Сама церемония катания обставлялась в разных местах по-разному. Первое, что бросалось в глаза — это наряды участников в праздничное убранство экипажей, ведь катание на лошадях было не только развлечением, но и своеобразной демонстрацией богатства. Эта сторона была настолько значима, что те, у кого не было собственной красивой упряжи или саней, любой ценой стремились занять их у более состоятельных людей. Лошадей украшали лентами, обвешивали бубенчиками, а запрягали в пошовни (кашовки), как наиболее почётный экипаж. Чаще всего экипажи выстраивались в длинную вереницу (караван — д. Андроново) по 10-15 лошадей. Причём, обычно девушки катались с одним каким-либо парнем, им мог быть брат или другой молодой родственник, реже — жених.

Бобра катать или возить. Первая Масленица (д. Марилово).

Ещё одним видом чествования молодожёнов, давно принявший шуточный характер, был обычай бобра катать. Обычно он совершался в последние дни Масленицы, когда молодые гостили у родителей жены — зять приезжал к тёще «на блины», реже — на свадьбе. Молодых сажали в сани и везли по всей деревне или спускали с горы. Устроителями катания были соседи —женатые мужчины и женщины. В некоторых местах это право признавалось только за роднёй (д. Мякинницыно).

Устройство гор для катания. Катушка.

В Великоустюгском районе клали слеги «напокат», то есть устраивали скат из нескольких параллельных жердей или брёвен, сверху скат забрасывали снегом и поливали водой. С другой стороны сруба делали лесенку (своз, трап), иногда насыпали снег и вытаптывали в нём ступеньки. Катались на санках, реже — на больших дровнях, предварительно вывернув у них оглобли. «На саночки подушку наколачивали, кто побогаче» (д. Андроново).

Комментариев нет:

Отправить комментарий