Автор - Тамара Васильевна Ворошнина
Зал украшен вышивками,
вязанием, поделками. В красном углу – божница, лавка, сундук. За прялкой сидит
хозяйка избы – баба Катя.
Ведущий:
От того, как относимся мы к родной старине, зависит быть, или не быть отечественной
культуре. Многое мы забыли, растеряли… Давайте собирать по крохам то, что
уцелело. И как пригодится нам для этого старый бабушкин сундук! Сколько
интересного может рассказать его содержимое. Ведь сундук – это не только
скопленное добро, но и целая жизнь!
(Стук в дверь. Приходит
соседка, они приветствуют друг друга, начинают прясть и напевать песню «Летят
утки»)
(Стук в дверь. Пришли
девушки)
I девушка:
Баба Катя, здравствуй!
Баба
Катя: Здравствуйте, коли не шутите. Зачем пожаловали,
девоньки?
II девушка:
На огонек зашли, можно?
Баба
Катя: Заходите, места не жалко.
Баба
Катя: Проходите, проходите, красавицы. Самовар готов,
чайком угощайтесь, пироги попробуйте. Напекла, а есть-то некому.
II девушка:
Зачем много печешь, баба Катя?
Баба
Катя: По привычке, девоньки! По привычке. Раньше семьи-то
большие были, вот и пекли много. Я вот и до сих пор пеку, как на Маланьину
свадьбу.
I девушка:
Баба Катя, какой у вас сундук старый, большой, пузатый. Да под замком! Видно,
много в нем добра.
Баба
Катя: Верно, старый, ему уже больше ста лет.
II девушка:
Раньше все сундуки такие были?
Баба
Катя: Разные. Большие и не очень. Но все они сверху
донизу были окованные железом (железо 1 см, 1,5 см). Крышка тоже кована железом
на петличках.
I девушка:
А сундук запирали?
Баба
Катя: Обязательно. На внутренний замок. И у каждого
сундука был свой ключ.
II девушка:
А что клали в сундук?
Баба
Катя: Все, что необходимо было для жизни.
I девушка:
Так, чем больше сундук, тем, наверное, лучше. Больше всего входило.
Баба
Катя: Особенно для невесты. Считалось, что чем больше
сундук, тем богаче невеста.
II девушка:
А может, у иной невесты столько добра-то и не было? А сундук-то большой, тогда
как?
Баба
Катя: Бывало, хитрили невесты. Вместо приданого для
тяжести подкладывали и кирпичи.
I девушка:
А приданое-то из чего все было?
Баба
Катя: Изо льна, девоньки. Изо льна.
II девушка:
Как это?
Баба
Катя: Все это делали долгими зимними вечерами. Лен мяли
сначала деревянной или железной мялкой, клали в кучи. 40 поесм – куча. Потом
бабы разносили их по домам и сушили на печи. После этого выносили их в санник и
трепали на трепале, нужно было всю костицу вытрепать. Самый хороший лен сбивали
в сбойки (кучи), оставляли себе сколько надо, а остальное продавали. Затем
железной щетью (кованые гвозди) чесали каждое поесмо и кульком завязывали.
Остатки льна пачесали круглой щетью из щетины. Щеть эту так и называли
«пачеси». Из греби (остатки льна) ткали мешковину, холстину на голову и
рукавицы, вили веревки. Из самого лучшего волокна и ткали полотно. Лен по льну
– это и есть полотно, которое скатывали в трубы (стены). В одной трубе 4 стены.
I девушка:
А что еще ткали?
Баба
Катя: Брали полотенца. Холст (основа и уток) ткали из
греби. Такие полотенца называли «полотенца-переборы», переборы берут. Ткали
клитченину (скатерти), а так же скатерти браные. Из шерсти ткали шали, платки.
II девушка:
И на одежду что ли тоже сами ткали?
Баба
Катя: Да, девоньки. Не было тогда магазинов, как сейчас,
все сами делали. Зиму прядут, мотают на мотовило, а перед весной моты 5-6 раз
бучат.
I девушка:
Как это бучат?
Баба
Катя: Бук деревянный (как кадка), гвоздь на дне, были и
подле самого дна. Накладут моты в него, наверх постелют пепельник из гребенины,
потом пепелу накладут, воды нальют. Печь затопят (весь день топят, пока бучат).
В печи каменье на жару. Каменье нагревали и опускали на пепельник. Остывшее
каменье убирали и накладывали другое из печи. Воду все время меняли, пропуская
через гвоздь. Как вода в буке закипит, раз, два посадят камни и кончают. Раньше
ведь не стирали, а бучили.
II девушка:
А потом чего делали?
Баба
Катя: Моты развешивали на огород. А биленину (тканье) на
траву раскладывали. С травы же собирали как гармошкой. Весной холст белили под
солнцем на насту.
I девушка:
А что же шили из холста?
Баба
Катя: Из холста шили станки (нижняя женская рубаха),
нижняя часть погрубее, а вороток из холста потоньше.
II девушка:
Какой такой вороток?
Баба
Катя: Вороток – верхняя часть женской рубашки.
I девушка:
А что такое сарафан?
Баба
Катя: Сарафан – русская женская крестьянская одежда, род
платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами.
II девушка:
И что он из себя представлял?
Баба
Катя: А сарафаны (основа разная) и ткали разно. В клетки.
Клетки разные от 1см. до 2см. Сверху лиф на проймах, а снизу – широкий сбор
(как юбка) пришивался к лифу, лиф на пуговицах. Были и сарафаны – пестреди
(квадраты) из крашеных мотков. Еще был так называемый «сарафан бумажный»
(бумага покупалась, и ткали пополам). Дома ходили в сарафанах попроще, а в
праздники одевали сарафаны понаряднее (показывает). Ткали и платья с рукавами,
клеточками (синяя, красная, белая).
I девушка:
А что носили мужчины?
Баба
Катя: А мужчины носили рубахи пестрядные (очень маленькие
клеточки, красная да белая).
II девушка:
А теплая одежда какая была?
Баба
Катя: Шубка (это как пальто) – верхняя теплая
женская одежда.
Шабур
– покрытый кафтан, выделанный из овчины.
Азям –
кофта теплая на подкладке до колена (как шубка теплая), женская одежда (весной
и осенью носили).
Казачинка, кафтан (верх
- из сукна, низ – из овчины) – это верхняя теплая
зимняя мужская одежда. Кушаком опоясывались.
Тулуп
овчинный, большой воротник.
Азям –
холщовый, более легкий (не стеженый) вид мужской одежды.
I девушка:
А на голову что надевали?
Баба
Катя: Платки, толстые шерстяные шали (у кого серые,
клетчатые с вырезными каемками). К обедне ходили в шалях, в полушалках (в
зависимости от того, кто как жил).
(показывает)
II девушка:
А невесты как одевались?
Баба
Катя: Невесте лопоть заводили атласную (кофта и сарафан),
шелковую (полушалки и шали). Были шали и рипсовые, а полушалки – кашемировые с
кистями, с мысами (показывает). На ногах – ботинки (полусапожки) с резинкой ( в
боках резинка), еще ботинки «скороход» на кожаной подошве. Бусы дутые (не
стеклянные) носили. Волосы заплетали в косы. Когда девушка выходила замуж
(замужняя женщина), то плела косы спереди.
I девушка:
Так что ли каждый член семьи складывал свое добро в один сундук?
Баба
Катя: Нет. У каждого члена семьи были свои пестерьки –
замочки (закрывались замочками), куда складывалась обыденная одежда.
II девушка:
А что еще в сундук клали?
Баба
Катя: Клали скатерти браные (трубами). Не разрезанные.
Только перед замужеством невеста разрезала и обшивала их, вышивала и вязала
кружево к ним (достает и показывает).
I девушка:
А еще что?
Баба
Катя: Полотенца – переборы с вышивкой и кружевами.
Вышивали и крестом, в строчку и реже гладью. Преобладала черная и красная нить
(показывает). Вязали и кружевные скатерти. У каждой мастерицы был свой узор.
II девушка:
А что еще, кроме одежды, ткали?
Баба
Катя: Половики. Каждый ткал по-своему.
I девушка:
А что это у вас такое круглое лежит в сундуке?
Баба
Катя: Это коврик вязаный. Видите, какой он красивый.
II девушка:
Значит, ткали, шили, вышивали, вязали и все в сундук клали?
Баба
Катя: Да. Все это было приданое для девушки – невесты,
которое она своим трудом готовила загодя. Когда увозили невесту в дом мужа,
везли сундук, а впереди – перину, одеяло, подушки клали.
I девушка:
А без приданого не брали замуж?
Баба
Катя: Брать-то брали, да бесприданницей и звали. Беда, если к
богатым попадет, да пятой или шестой невесткой – заклюют. Раньше-то жили единой
семьей. С одной стороны, вместе легче – семья крепче. С другой – бесприданнице
там не мед – горьки слезы часто льет. Вот и приходилось девушкам трудиться в
поте лица и готовить свое приданое заранее. И такая работа всегда
сопровождалась песней. Я тоже люблю песни. Ну-ка, спойте-ка мне песню, аль
частушки, какие знаете.
(девушки поют)
Услышав пение, входят
старушки с частушками, потом поют песню.
II девушка:
Баба Катя, а что здесь в узелке лежит?
Баба
Катя: Это смертный мой узелок.
I девушка:
Это кто же тебе, баба Катя, разрешил таким делом заниматься?
Баба
Катя: Не я первая,
не я последняя. Испокон веков есть на Руси такой обычай: смертный узел готовить
самой.
II девушка:
Опять о грустном. Баба Катя, а веселиться-то умели, праздники-то праздновали?
Баба
Катя: Все было… И песни пели, и в «бутылочку» играли с
выкупом.
I девушка:
Как это с выкупом?
Баба
Катя: Садились в круг, в центре водящий бутылку крутит.
Супротив кого стала бутылка, тот целует водящего и требует за поцелуй с него
выкуп (конфету, пряник, деньги). Если нет ничего – пусть откупается песней,
загадкой. Но загадку он загадывает тому, кто просит с него выкуп, и он должен
отгадать. Если же он не отгадает, то водящий целует его и требует выкуп с него
(если девушка – платок, ленту и т.д.). Если играющий не захочет целоваться с
ведущим, то ему придется откупаться.
(идет игра)
Баба
Катя: А теперь уж еще попляшите – потешьте.
(пляска)
Баба
Катя: Ну, вот и меня развеселили. Приходите еще. А сундук
– дело наживное.
Я храню очень много работ свох бабушк-прабабушек, где чья работа я уже и не знаю, а моя тетя знала, где чей рушник и по какому случаю ... Предлагаю познакомиться с работами моих прародтельниц https://youtu.be/hujHDWDUmUM можно посмотреть на моем блоге
ОтветитьУдалить