Все о Верхней Варже (Великоустюгский район Вологодской области)

Все о Верхней Варже (Великоустюгский район  Вологодской области)
Дорогие земляки!
Обращаемся к вам с огромной просьбой: для публикации на блоге поделиться воспоминаниями, фотографиями, фронтовыми письмами
и другими материалами о Верхней Варже и ее жителях.
Ждем Ваших писем по адресу: t.n.n@mail.ru Спасибо!

среда, 8 октября 2014 г.

"Все нам дорого здесь..." Сценарий проведения Дня забытой деревни Пасная.

1чтец:
За нивами, за пашнями,
За дальними холмами,
За городами важными
Есть уголочек малый.
Его зову я родиной,
Ведь я отсюда родом.
Здесь детства тропка пройдена,
Здесь травы пахнут медом,
Здесь звонкими потоками
Меня ручьи встречали,
Березовыми соками
Сестрицы угощали.
Здесь солнышко лисичкою
Манило на поляны,
Откуда земляничку я
Несла в ладошке маме.
Здесь репеи с осотами
Цеплялись за штанины,
А женщина дородная
Грозила хворостиной.
Здесь звездами хрустальными
Звенели водопады.
Здесь в гладь реки хрустальную
Гляделась я когда-то.
По белу свету бродим мы
Лесами да горами,
Но отблеск малой родины
Всегда в дороге с нами...

Слюнысова Л.А. ("Вестник ЗОЖ", 2012, № 7, стр. 38)

Песня " Красное солнышко"



Ведущий: Добрый день уважаемые жители деревни Пасная!
Сегодня (16 августа 2012года) день вашей деревни. И сейчас перед вами самое дорогое и священное место на земле. Место, где была ваша деревня... Предать забвению это родное место практически невозможно. Это уголок вашей малой родины, где вы появились на свет, где прошли детские и юношеские годы, а у многих из вас - половина жизненного пути.

Песня "Уголок России"

Ведущий:
Сегодня мы говорим о деревне Пасная в прошедшем времени, так как ее нет, она ушла из жизни навсегда. Но, в вашей памяти она будет жить вечно.


Чтец:
Есть на Варже-реке
Холм зеленый, большой.
Там деревня стояла когда-то,
Столько лет пронеслось...
Как там чудно жилось!
Эх, наверное, жизнь виновата.
Не бывать в тех местах,
Нам, бродившим тогда,
По лесам, по полям, по дорогам.
Не сумели сберечь
Дом и теплую печь,
И дорожку к родному порогу.

Автор - Максимова Галина, внучка Ворошниной Таисьи Афанасьевны

Ведущий: 
И многие из вас, находясь вдали от дома, испытывают ностальгию по своей малой родине. Очень часто ее образ стоит перед вашими глазами. Деревня постоянно снится, как бы приглашая навестить родные, забытые  места.

3 чтец:
Хоть на миг бы в детство воротиться,
В ту страну, что в сердце берегу.
Мне моя деревня часто снится,
И забыть ее я не могу.
Снится мне, что я под синим небом
Бегаю по лужам босиком 
И румяную горбушку хлеба
Запиваю теплым молоком.
Снится мне угор, 
                        стоявший вечно,
Лес прохладный, словно
                                  Божий дар,
То кукушка с песнею 
                            беспечной,
То калины огненный пожар.
Часто снятся мамины мне руки,
К ним навстречу я стремглав лечу.
Колыбельной песни слышу звуки,
Просыпаться вовсе не хочу.
Мне моя деревня часто снится,
Где струится запах алых роз.
Жаль, нельзя нам в детство воротиться, 
В ту страну, знакомую до слез.
   Аристова А.Г. ("Вестник ЗОЖ", 2011, № 11, с. 38)

Ведущий:
Как больно произносить слово "была", но с реальностью не поспоришь. Жуткая картина предстала сегодня перед вашими глазами: бурьян и остовы нескольких домов. Вот и все, что осталось от вашей деревни...

Песня "Белые ставни"

Ведущий:
Несмотря на то, что деревня ушла в небытие, нельзя забывать ее историю. Всегда нужно помнить , что она была, что в ней жили люди: трудились, радовались жизни, стойко переносили испытания.
Какое чудной название было у вашей деревни! В нем отражается весь спектр радужной полосы. Пас-ная! Такое радостное жизнеутверждение слышится в этом названии. Почему деревня была названа именно так, к сожалению, неизвестно.
В "Словаре русского языка 11-17 в.в." написано:
1. Пасный, прим. полосовой (от польского "полоса").
2. Пасный, см. пастный, прим. относящийся к ловушке, западне, называемой "пасть".
В "Словаре русских народных говоров" трактовка следующая:
Пасня, или же  "половина кудели"
И все эти предположения можно взять за основу. Возможно, что первые поселенцы, оказавшиеся в этой стороне, действительно, очутились в лесной ловушке. И им пришлось очищать от лесного массива часть территории (полосу) и для обживания, и для ведения земледельческих работ, то есть "катать новинки". А на "новинках" всегда в первую очередь сеяли лен. Вырастив его, естественно, его дергали, стлали, поднимали, трепали и пряли из него пряжу.  Скорее всего, женщины в этой деревне пряли немного (одну пасню за вечер, остальное же волокно оставляли на другой вечер). А из одной "пасни" много ли пряжи получится. Видимо, за такую медлительность и прозвали жителей деревни "паснятами", а деревню - Пасной. Так было или не так, точных данных нет.
Первое упоминание о деревне помещено в "Писцовой книге города Великого Устюга и Устюжского уезда 1623-26г.г.":
-починок, что была пустошь Пасная на речке на Варже, а в ней крестьян:
Оноско Федурин,
Ивашко Селиванов,
Игнашко Семёнов.
А в "Писцовой книге Устюжского уезда 1675-1683г.г." (волость Варженская) отмечено:
-деревня, что была пустошь Пасная на речке на Варже,
указан и список черносошных крестьян:
Федурин,
Федурин,
Лыков,
Везмянин,
Моисейка Крапивин,  Васька Данилов из деревни Игнатьево Займище.
В "Переписи Варженской волости Южской трети Устюжского уезда 1677-1678г.г."написано:
-деревня, что была пустошь Пасная на речке на Варже,
дан и список крестьян:
Федька Амосов Федуриных, у него сын Коземка пяти лет. У него ж племянник Терёшка Савин;
Коземка, Якушка Амосовы. У Коземки сын Стенька десяти лет;
Гришка Нестеров Лыков;
Петрушка, Мишка, Федька десяти лет, Андрюшка семи лет Афанасьевы Доровицыны;
Петрушка Иванов Меркурьевых, у него дети: Фомка, Филька, Петрушка двенадцати лет, Митька семи лет.
В "Ревизских сказках Устюжского уезда 1747г." отмечено число черносошных крестьян по Варженской волости Никольскому приходу, есть данные и по деревне Пасная:
Малиновских, Малиновских, Малиновских, Протасов. Итого:11.
А в "Ревизских сказках 1850г." помещены сведения о наличии государственных крестьян в Пожаровском сельском обществе Усть-Алексеевской волости Устюжского уезда, в том числе и по деревне Пасная: Малиновский, Грибов, Ворошнин, Гундерин.
Песня "Деревня моя"

Ведущий:
В книге "Вологодская губерния. Список населенных мест", 1859г.  есть следующие данные:
Пасная при речках Варжа и Пасновка.
Число дворов - 11, число жителей - 78, в том числе  мужчин - 40, женщин - 38.
В книге "Материалы для оценки земель. Вологодская губерния. Т. 6. Великоустюгский уезд. Вып. 1"   помещены итоги переписи за 1911 год, есть сведения и по деревне Пасная: 
- число жителей - 123, в том числе мужчин - 62, женщин - 61. Способных к труду мужчин - 42, в том числе рабочих - 32, полурабочих - 10.  Женщин рабочих - 34, полурабочих - 8. 
 Было занято в земледельческих хозяйствах:
рабочих мужчин - 9, полурабочих -2,
рабочих женщин - 14, полурабочих - 2.
Хозяйств с наемной рабочей силой - 6, хозяйств с поденными рабочими - 4, ими нанято поденных рабочих - 25.  Хозяйств со сдельными рабочими - 3, хозяйств с грамотными -3. 
Мужчин грамотных - 2, полуграмотных - 1, учащихся - нет. 
Женщин грамотных, полуграмотных, учащихся - нет.
Наличие хозяйств со скотом - 9: лошадей -10, жеребят до года - 1, коров - 12, быков - 1, телят старше года - 5, до года - 7, овец - 18, свиней - 6.  Хозяйств без лошадей - 3, с 1 лошадью - 8, с 2-мя - 1. Хозяйств без коров - 4, с 1 коровой - 5, с 2-мя - 5, с 3-мя - 1.
Наличие хозяйств с избами  - 12, изб - 12, овинов -3, телег двухколесных - 9, четырехколесных - 3, дровней, саней - 21.
В "Клировой ведомости Варженской Николаевской церкви" за 1913 год сведений о вашей деревне, к сожалению, нет.
По утверждению же старожилов в 30-е годы в деревне было 23 дома: с двумя избами - 8, с большой избой и боковушкой в мостах - 2, пятистенков - 3.  Проживало в этих домах около 130 человек. Не у каждого, но были бани. Сначала - черные, белые же стали появляться в 70-е годы. Почти у каждого дома были колодцы.

Песня "У колодца".

Ведущий:
Расположение деревни напоминало букву "п", как бы соответствуя ее названию и занимая определенную полосу под постройками. Деревня была огорожена изгородью с пятью воротами. Из деревни открывался взору удивительный живописный вид, так как она находилась на высоком угоре (увале). В центре внимания были и ближайшие деревни, и дальние (вплоть до Мякинницына). Словно огромный зеленый ковер расстилался густой лес. В самой же деревне пышные овалы деревьев и кустов давали людям приют в своей тени, укрывая их от летнего зноя.

Песня "Тополя".

Ведущий: 
Разноцветье полевых цветов покоряло людской взор великолепной красотой, умиротворением, благоуханием. А весь травяной покров, как в самой деревне, так и за ее пределами, напоминал большое земное ложе, приглашающее поваляться на его мягкой перинке.

Песня "Подорожник - трава"

Ведущий: 
Внизу же, под угором, спокойно текли речки Варжа и Пасновка (как и сейчас текут). Под деревней на речке Варже была мельница. Мельником работал Малиновский Павел Федорович.
Необычные названия имели окрестные места вокруг деревни:
Лога:  Отросток, Ключев лог, Андрианов лог.
Ляги: Грибовская, Власиха, Выгородка.
Поля: Прем дворов (за рекой Пасновкой), за Отростковым логом поле (перед деревней Нижнее Займище).
Участок: Пихтовницы.

Песня "Ягода-малина"

Ведущий:
Около же деревни располагались склад, ремонтные мастерские (за воротами к деревне Нижнее Чистяково). В этих мастерских ремонтировали тракторы, сельскохозяйственные машины. Отопление в них было печное. Ремонтировать технику сюда приходили механизаторы и из других деревень. Некоторые, чтобы не ходить каждый день домой (так как жили далеко от Пасной), устраивались на постой к местным жителям. А иные, ради работы, даже переезжали на постоянное место жительства. Например, токарь Дежнев Александр Григорьевич переехал с семьей из деревни Митихино (1962 год). И как вспоминает его жена Анфия Афанасьевна: "В деревне тогда было 16 домов". Но ремонтные мастерские в деревне Пасная после их переезда просуществовали недолго, их затем переместили в деревню Мякинницыно. И Александру Григорьевичу пришлось ходить на работу туда за пять километров. В Мякинницыне он тоже работал токарем. Его детали, выточенные на токарном станке, соответствовали  размеру, необходимому для той или иной сельскохозяйственной машины. У него были "золотые руки". 
На Пасной трактористами работали: Ворошнин Николай Васильевич и Ворошнин Виталий Васильевич.

Песня "Прокати нас, Петруша, на тракторе"

Ведущий: 
Кузнецом работал Малиновский Леонид Васильевич, сварщиком - Малиновский Виталий Иванович.
Около ремонтных мастерских находились конюшня и телятник, который существовал 3-4 года. Телятницами работали:  Ворошнина Евфалия Тимофеевна, Ворошнина Платонида Васильевна. Ворошнина Лидия Ивановна работала дояркой на фермах НижнееЧистяково и Нижнее Займище.
Жители деревни, в основном, занимались земледелием и животноводством. Но, кроме этого, практически у каждого из них был свой особый дар, свое мастерство. Женщины умели и прясть, и ткать, шить, вышивать, вязать, готовить пищу и так далее. Мужчины же могли дома строить, печи класть и многое другое.
Например, Ворошнин Арсений Павлович делал бочки, а Малиновский Павел Федорович плел лапти, корзины, делал веретена.
Братья Сергеевы (Алексей Васильевич, Иван Васильевич, Михаил Васильевич, Николай Васильевич) катали валенки. В доме у них (в одной избе) был пимокат, то есть приспособление для катания валенок. Катал валенки и Малиновский Александр Иванович.

Песня "Камушки".

Ведущий: 
У некоторых жителей деревни были такие имена, которые теперь редко встретишь.
У женщин:
  • Аделаида,
  • Алевтина,
  • Анфия,
  • Манефа,
  • Павла,
  • Платонида,
  • Серафима,
  • Таисья,
  • Устинья.

У мужчин:
  • Авенир, 
  • Арсений,
  • Афанасий,
  • Досифей,
  • Никодим,
  • Прокопий,
  • Рафаил,
  • Терентий,
  • Яков.

Не обходилось и без прозвищ: 
  • Подойница - Коптяев Рафаил Васильевич,
  • Бахвал- Малиновский Афанасий Васильевич,
  • Курко - Ворошнин Виталий Васильевич,
  • Сварной - Малиновский Виталий Иванович,
  • Усы- Дежнев Александр Григорьевич,
  • Карета - Коптяев Юрий Рафаилович и так далее.

Люди в деревне всегда на виду. К одним соседи относились с уважением, к другим - с чувством юмора. Так было и в деревне Пасная. Над кузнецом Малиновским Леонидом Васильевичем молодежь постоянно подшучивала. Иногда даже втыкали иголки в лавки, чтобы он на них сел. Бывало и садился... Ему было больно, а молодежи - потеха. Он был объектом для насмешек, даже ребятишки придумали про него следующее:
Ленко Васин
В печку лазил,
Там мышонка задавил.
И за этого мышонка
Семь копеек получил.

"Сам же он был небольшого роста, но вот голова (при таком росте) уж слишком выделялась, так как была большой и круглой," - вспоминают старожилы. Возможно, что это отклонение и служило поводом для деревенских смешков над этим человеком. Иногда к нему приходили мужики, чтобы постричься. И он их стриг ножницами. Порой так подстрижет, что у какого-нибудь бедолаги вся голова была в "лесенках". А если он пробовал возмутиться насчет этого, то Леонид Васильевич отвечал ему так: "Ничего, скоро опушишься". Леонид Васильевич жил со своей матерью Манефой, которая все время повторяла  следующие слова: "Девки, я все знаю, все знаю,  только не знаю, как сказать". Не раз она приглашала к себе в дом девок и показывала свое добро для того, чтобы кто-то из них "клюнул" на это и поспешил выйти замуж за ее сына. Деревенские жители говорили про нее, что она "немного не того".
Про Ворошнину Платониду Васильевну, родившую сына Авенира, не будучи замужем, сочинили такую частушку:
Мало, мало походила,
Много накудесила.
У переднего окошка
Зыбочку повесила.

Сергеев Иван Васильевич служил в рекрутах 25 лет. Служил, возможно, в Москве или около, поэтому у него было прозвище Иван-Москва. Нраву он был крутого. Его жена Надежда Федоровна натерпелась же вдоволь от его выходок. Однажды она испекла мягки и принесла ему на стол из кути: "На-ко, Иван, мяконьки-то мягонькие-мягоньки, поешь". А ему что-то не выказалось, он и бросил ей вслед мягким-то. А она ему на это: "Ой, штебы тибе, Иван, как кирпицом". В другой раз ему опять чего-то не поглянулось, он бросил под порог кринку с молоком. Она стала вытирать, да осколки собирать, не возразишь ведь. А тут соседка в дверь: "Ой, Надежда, у вас тут пол мьют, а я ползу''. А Иван с лавки ей и рявкнул: "Не пол мьют, а кринки бьют, такая мать"
Говоря о людях деревни, необходимо отметить, что Коптяева Лидия Савватиевна работала продавцом в деревне Нижнее Чистяково.
Малиновский Михаил Федорович работал счетоводом в конторе колхоза "Родина" (д. Мякинницыно). 
Малиновская Галина Евгеньевна и Малиновская Лия Михайловна работали медицинскими работниками на медпункте в деревне Мякинницыно.

Песня "От людей на деревне не спрятаться"

Ведущий:
До коллективизации люди жили единоличными хозяйствами, кормились от земли. Умели не только трудиться, но и веселиться. Зимой ходили на пляски, откупали у одиноких старушек избы за определенную плату. Летом ходили на гулянки под деревню Ворошнино (от Дроканки до Третницы). Ходили гуляли, плясали "Метелицу", на пару плясали.  На гулянки приходила молодежь и из других деревень. А сколько тогда было гармонистов! "Как гармошка заиграет, аж душа радуется, ноги сами просятся в пляс, а частушки так и рвутся наружу", - вспоминают старожилы.
Как с Паснинского угора
Покатилась баночка.
Слышу, слышу заиграла
Милого тальяночка.

Вороного вороночка
На реку гоняла пить.
Городских ребят не надо,
Я с Пасной буду любить.

На гулянках пьяных молодых людей никогда не было. Правда, драки (между юношами той или иной деревни) бывали. 
На Пасной также были свои гармонисты:
- Малиновский Василий Александрович,
- Коптяева Лидия Савватиевна,
- Коптяев Василий Рафаилович,
- Коптяев Юрий Рафаилович (сыновья Лидии Савватиевны). А вот ее дочь Остроумова Валентина Рафаиловна играет на аккордеоне. Как и брат Юрий, она хорошо поет.
Во время коллективизации деревня Пасная сначала входила в состав колхоза "Ворошнино". Ну а как жили в колхозах всем хорошо известно. С образованием колхозов деревни начали редеть, так как жители всячески старались уехать в города. Правда, старожилы отмечают, что до начала Великой Отечественной войны жизнь в колхозах наладилась, стали жить неплохо. Но тут грянула война. Во время войны деревня Пасная входила в реорганизованный колхоз "Броневик". В бытность этого колхоза девушки напевали следующую частушку:
Вороного вороночка
Называла Вороник.
Вологодской дроля области,
Колзоза "Броневик".

Председателями этого колхоза работали:  Здрогов Афанасий Петрович, потом - Канюков Николай Александрович, вернувшийся с войны по ранению. Во время войны досталось всем: женщинам, детям, старикам. Старожилы вспомнили такой случай. Малиновская Мария Ивановна, муж которой погиб на фронте, просила  муки у председателя колхоза Здрогова Афанасия Петровича. Увидев его, сначала даже от волнения не могла вспомнить его имени, поэтому обратилась так: 
- Дяденька, выпиши муки.
- Не выпишу, Манька, не проси.
- Ну, Афанасий, выпиши.
- Ладно, выпишу куглины.
- Нечего есть, так живёт и куглина.
Голод, холод, непомерно тяжелый труд пришлось испытать всем жителям деревни. Но они выдержали все тяготы жизни, не очерствели душой. 
Не всем жителям, ушедшим на фронт, суждено было вернуться с полей сражений Великой Отечественной.

Песня "За того парня".

Ведущий: 
Имена погибших земляков ни в коем случае нельзя забывать. 
Сейчас мы их вспомним поименно:

      - Ворошнин Афанасий Павлович,
       -Ворошнин Василий Александрович,
       -Ворошнин Иван Васильевич, 
       -Ворошнин Иван Павлович, 
       -Малиновский Василий Фёдорович,
  • Малиновский Виталий Евгеньевич,
  • Малиновский Егор Николаевич,
  • Малиновский Иван Александрович,
  • Малиновский Иван Васильевич (старший),
  • Малиновский Иван Васильевич (младший),
  • Малиновский Иван Терентьевич
  • В середине сентября 2020 года при проведении поисковых работ в районе деревни Давыдово Старорусского района Новгородской области были обнаружены останки нескольких бойцов. У одного из них при себе был смертный медальон. Проведя дополнительные архивные работы, удалось установить владельца медальона. Это Малиновский Иван Терентьевич, 1908г.р., выходец из деревни Пасная Великоустюгского района Вологодской области, похоронен на месте обнаружения.
  • Малиновский Михаил Евгеньевич,
  • Малиновский Никодим Фёдорович,
  • Малиновский Николай Фёдорович,
  • Малиновский Пётр Иванович,
  • Сергеев Алексей Васильевич,
  • Сергеев Михаил Васильевич,
  • Сергеев Рафаил Михайлович.
Почтим их память минутой молчания.

Неурожайные послевоенные годы опять легли тяжелым бременем на плечи жителей деревни. И многие, не выдержав этих испытаний, ринулись из родных мест в города. За военные и послевоенные годы деревня сильно поредела.
Постепенно жизнь в деревне стала налаживаться. Сначала все колхозы, имеющиеся на территории Верхней Варжи, были объединены в один колхоз "Родина"(2 апреля 1959 г.), а потом в совхоз "Пионер"(6 января 1969 г.).
Закончив уборку, жители деревни варили пиво (к октябрьским). Были и свои пивовары: 
  • Малиновский Павел Федорович,
  • Малиновский Михаил Федорович.

И вот 7 ноября собирались:
  • в одном доме -молодые,
  • в другом - люди среднего возраста,
  • в третьем - постарше.
А потом уж вместе все сходились. Плясали, пели частушки, застольные песни. Популярными были следующие:  "Где ж мои юные годы", "Златые горы", "Мамашенька", "На Муромской дорожке" и так далее.
Остальные же праздники отмечали у соседей по очереди.
Медалями "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина" были награждены:
-Дежнёв Александр Григорьевич,
-Дежнёва Анфия Афанасьевна.
В 1967 году в деревне было 13 хозяйств, в которых проживало 40 человек. Старожилами являлись: Малиновский Пётр Васильевич (1899г.), Малиновская Павла Семёновна (1897г., неграмотная),
Казалось, что все испытания закончились, люди спокойно жили и работали, получая при этом достойную зарплату и пополняя свое благосостояние (70-е годы, совхоз "Пионер").
Но, как ненастная погода,
Злой рок стоял уж у порога.
Так судьба распорядилась,
Нежданно грянул гром.
В числе неперспективных очутилась,
Сиротел за домом дом.

И Анфия Афанасьевна Дежнева сочинила такую частушку:
Вся Пасная разлиняла,
И середка выпала.
Остались Манька да Евфалька,
Да Анфия глупая.


Дежневы Александр Григорьевич и Анфия Афанасьевна переехали в деревню Марилово в 1982 году. Дольше всех жил в деревне Малиновский Михаил Федорович с женой Анной Павловной. У них одна корова бегала по угору. Но, помыкавшись какое-то время, они тоже вынуждены были уехать из родной деревни к детям. Обстоятельства заставили. Самое главное, что далеко было ходить за продуктами питания в деревню Мякинницыно, так как магазин в деревне Нижнее Чистяково был закрыт. А они были уже в преклонном возрасте.
Так деревня опустела...

4 чтец:
Зарастают поля, зарастают,
Кое где уже стайка берез.
Деревеньки российские тают
Со слезами, а где и без слез.
Нет деревни, где в школу ходила,
Ни единого нет там двора.
Нет деревни, где парня любила,
Никого там не встретила я.
Ну а там, где живем мы, замечено, 
Остаются одни старики.
И Буренок с десяток, наверное,
Очередно пасем у реки.
По утрам та же зоренька светит,
Тот же месяц плывет над прудом.
Та же речка и лес, только дети
Покидают родительский дом.

Ведущий:
Как бы не было горько сознавать, что вашей деревни больше нет, тем не менее, нельзя забывать о ней, предавать забвению ее историю, чаще бывать в этом родном уголке, так как здесь ваши корни, отсюда пошли вы в люди. 
И в заключение, хочется пожелать вам счастья, здоровья, благополучия, мирного неба над головой. В общем, всего, всего самого доброго.

Песня "Мы желаем счастья вам"

А сейчас для вас прозвучит музыкальный подарок - песня "Милые варжаночки"

Ворошнина Т.В., заведующая Верхневарженской сельской библиотекой.

Об истории деревни рассказали:
-Дежнёва Анфия Афанасьевна,
-Жерихина Нина Ивановна.


Другие материалы о деревне:

5 комментариев:

  1. А сколько по России таких деревень!

    ОтветитьУдалить
  2. Дорогая Тамара Васильевна, столько нового узнала о малой родине моего отца! Огромное Вам спасибо за кропотливый труд исследований. за ВЫаше творчество,за нашу радость!

    ОтветитьУдалить
  3. огромное спасибо

    ОтветитьУдалить
  4. Ценный материал, сделан с любовью. Спасибо большое.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо большое.Очень познавательно.Тоже хотим провести встречу в родной деревне.🙏🏻🙏🏻🙏🏻

    ОтветитьУдалить