Литературный час.
Автор - Тамара Васильевна Ворошнина
1 ведущий: Вся трилогия пронизана русской песней.
В середине 20 века у крестьян это были в основном частушки,
которые сочиняли экспромтом многие крестьяне и крестьянки.
Но в трилогии особенно отличается Киндя Судейкин, которого любили
послушать односельчане. Кстати, в сочинителе стихов Акиндине Суденкове,
крестьянине из Тимонихи, без труда узнается прототип героя трилогии
Акиндина Судейкина.
2 ведущий: Акиндин Ливодорович Судейкин — простой
крестьянин из деревни Шибанихи. Несмотря на трудности жизни, никогда
не унывал, всегда был полон энергии и сил. И своей неуемной
лихостью, задором, залихватской припевкой зажигал сердца своих односельчан,
которые относились к нему с теплотой и радушием, как
к свойскому человеку, умеющему даже в трудные минуты жизни настроить
на веселый лад. А ведь самому порой приходится не очень —
то легко, но он как бы пропускает все плохое через себя,
словно через сито, ведет прежний образ жизни и продолжает балагурить.
1 ведущий: Автор не дает словесного портрета Акиндина
Судейкина, но перед читателями встает образ мужчины среднего роста,
коренастого, но не тучного, с густой белокурой шевелюрой,
с голубыми глазами, очень подвижный, легок на ногу, коммуникабелен,
то есть всегда находится в ладу со всеми жителями деревни. Его
лицо, улыбка излучают такую нежность, доброту, легкий теплый юмор, что
на него нельзя даже обидеться за что- то. Он — балагур
и весельчак, любимец публики, народный исполнитель, талантливый
и голосом, и эмоциями, богатый душой.
2 ведущий: Создать «стишок», откликнуться
на разнообразнейшие явления обыденной жизни — вот его жизненное
кредо. И читая трилогию, мы в этом убеждаемся настолько, что
как бы уже вживаемся в жизнь этой деревни, являемся слушателями
припевок Акиндина Судейкина и вместе со всеми смеемся над его
сочинениями, даже ждем, когда и про нас прозвучит куплет. В этом
и заключается истинная народность Кинди Судейкина и самого автора.
Сейчас мы познакомимся с сочинениями Акиндина.
1 рассказчик: «Стояк для мельницы надо было везти на паре,
и Павел решил сделать это другими днями. Оба, и он, и Евграф,
выехали с поляны на дорогу, чтобы присоединиться к помочи.
Сворачивая на клюшинскую горушку, Павел остановил Карька. На толстой
придорожной осине красовалась большая белая затесь. На затеси чернильным
карандашом было что — то написано.
— Погоди — ко... — Евграф слез
с дровней. Запись была как раз на самом виду, Евграф, шевеля бородой,
по складам прочитал:
У попа у Рыжка
У попа у Рыжка
Стало жиру лишка.
— Вот бес этот Судейкин! Он это, больше
некому!- Евграф засмеялся и попросил племянника прочитать дальше. Павел
вслух прочитал сочинение Судейкина:
А у Кеши маловато,
Проживает небогато.
— Истинно,- вставил Евграф.
А шибановский Жучок
Чужой любит табачок
(Северьян Брусков, по прозвищу Жучок, маленький,
с румяным востроносым лицом).
— Добро, хорошо!
У Ивана-то Нечаева
Головушка отчаянна.
Тоже как тут и было!
А у Клюшина Степана
Голова как у цыгана.
— Ведь до того складно! Всех перебрал, всю деревню!
...Наш Миронов-то Евграф
Будто барин али граф.
— Ну, дурак, пустомеля!- заругался Евграф.- Поехали!
— Погоди, божат, дай дочитать!- смеялся Павел.
Но Евграф уже вытаскивал из воза топор. Он быстро стесал писанину Акиндина Судейкина и затоптал щепочки.
— Дай-ка карандашика...
Павел подал дядюшке химический карандаш. Евграф топором подточил карандаш, подумал и на свежестесанной осиновой мякоти начал выводить колченогие буквы:
У нас в деревне есть поэт.
Ну, какой это сусед?
Евграф крякнул, потоптался и дописал:
Про своих же мужиков
Навыдумывал стихов.
— Во! Складно?
— Складно!- засмеялся Пашка. Ну, теперь не устоит Акиндин. Ей- богу, не устоит!»
У Ивана-то Нечаева
Головушка отчаянна.
Тоже как тут и было!
А у Клюшина Степана
Голова как у цыгана.
— Ведь до того складно! Всех перебрал, всю деревню!
...Наш Миронов-то Евграф
Будто барин али граф.
— Ну, дурак, пустомеля!- заругался Евграф.- Поехали!
— Погоди, божат, дай дочитать!- смеялся Павел.
Но Евграф уже вытаскивал из воза топор. Он быстро стесал писанину Акиндина Судейкина и затоптал щепочки.
— Дай-ка карандашика...
Павел подал дядюшке химический карандаш. Евграф топором подточил карандаш, подумал и на свежестесанной осиновой мякоти начал выводить колченогие буквы:
У нас в деревне есть поэт.
Ну, какой это сусед?
Евграф крякнул, потоптался и дописал:
Про своих же мужиков
Навыдумывал стихов.
— Во! Складно?
— Складно!- засмеялся Пашка. Ну, теперь не устоит Акиндин. Ей- богу, не устоит!»
1 ведущий: "Как живется, так
и поется«,- гласит народная мудрость. И такие, острые на язык,
женщины и мужчины раньше жили почти в каждой деревне. Сколько
душевного и теплого юмора таится в этих народных строках. Ведь,
кажется, что Киндя смеется над своими земляками, выявляя те или иные
недостатки, но его юмор без злобы и иронии, он наполнен таинственными
лучиками добра и света, поэтому жители деревни и не обижаются
на Акиндина, смеются над его сочинениями все вместе.
2 рассказчик: «- Бог помочь, Евграша! — крикнул ему, возвратившись в лес, Судейкин.
2 рассказчик: «- Бог помочь, Евграша! — крикнул ему, возвратившись в лес, Судейкин.
— Бог помочь, Акиндин!
Они разминулись, как ни в чем
не бывало, каждый думал что-то свое и улыбался нутром. Однако Евграф,
проезжая мимо осины, кашлянул: его каракули были только что стесаны
и на осине было написано что — то новое. Евграф пропустил
воз, надеясь быстро догнать мерина. Прочитал:
У Миронова Еграши
У Миронова Еграши
Все ухваточки не наши.
Догнав воз, Евграф выдернул из дерева топор,
побежал обратно к осине, стесал надпись. Карандаш оказался в кармане.
Миронов почесал бороду, призадумался.
— А Судейкину Акиндину,- начал
он выводить, остановился, подумал и дописал:
Налить бы в задницу карасину.
Ему показалось этого мало, и он подумал еще.
Вставить тычку
Да поднести спичку.
Евграф остался очень доволен. Он и сам не ждал от себя такого, раззадорился и добавил еще:
Чтобы шаяло да горело
Вот будет весело дело.
Он полюбовался работой и опустил карандаш в карман. Рука наткнулась на два полувершковых гвоздя. Евграф достал один гвоздик и забил его в осину, как раз в середину своей надписи.
«Ну вот, этот сучок Судейкину не стесать", — подумал он.
Ему показалось этого мало, и он подумал еще.
Вставить тычку
Да поднести спичку.
Евграф остался очень доволен. Он и сам не ждал от себя такого, раззадорился и добавил еще:
Чтобы шаяло да горело
Вот будет весело дело.
Он полюбовался работой и опустил карандаш в карман. Рука наткнулась на два полувершковых гвоздя. Евграф достал один гвоздик и забил его в осину, как раз в середину своей надписи.
«Ну вот, этот сучок Судейкину не стесать", — подумал он.
3 рассказчик: " После помочи был ужин для
всех тех, кто принимал в ней участие. И во время ужина Евграф
выяснил, что Акиндин все-таки тюкнул по гвоздю, но не унывал
и в руки газету взял, развернул, начал читать. Он всегда начинал
читать и петь по газете.
Писано, пописано про Ивана Денисова. Как жили шибановские мужички, где мои очки?
Писано, пописано про Ивана Денисова. Как жили шибановские мужички, где мои очки?
Судейкин держал одной рукой газету, другой схватился
за Палашкин сарафан.
— Ну, Палагия, вся на тебя надия, буду
сказывать байку, подай-ко, матушка, балалайку!
Палашка сняла со шкапа балалайку, подала.
Судейкин заиграл и запел:
Балалайка — восемь струн,
Балалайка — восемь струн,
Балалаечник дристун.
Многие остановили разговор, подвинулись ближе. Кеша
Фотиев с блаженной улыбкой открыл рот и ждал, чего будет дальше.
Акиндин, наяривая на балалайке, спел:
Вы послушайте,
дружки,
Это дело не смешки.
Он сделал проигрыш, все нахлынули еще ближе.
Как Микулин со Штырем
Разживалися вином.
Микуленок сразу прикончил разговор с Иваном Нечаевым.
Разживались Таниным,
Сельсовет оставили.
Таня поджала губы. Послышались одобряющие голоса.
— Ну, Акиндин, давай!
— Не перебивай, говорят, не сбивай человека!
Микуленок у крыльця-
Дай — ко, бабушка, винця,
Нету, милый, нету — ста,
Да зайди, пожалуйста.
Это дело не смешки.
Он сделал проигрыш, все нахлынули еще ближе.
Как Микулин со Штырем
Разживалися вином.
Микуленок сразу прикончил разговор с Иваном Нечаевым.
Разживались Таниным,
Сельсовет оставили.
Таня поджала губы. Послышались одобряющие голоса.
— Ну, Акиндин, давай!
— Не перебивай, говорят, не сбивай человека!
Микуленок у крыльця-
Дай — ко, бабушка, винця,
Нету, милый, нету — ста,
Да зайди, пожалуйста.
В избе у Евграфа стало сразу тише. Табачный дым густо плавал от потолка до пола. Судейкин не останавливался. Он придумывал слова на ходу. Все давно знали об этом и старались не сбить его с толку.
Только вынула чекушку,
Носопырь идет в избушку.
Палашка первая прыснула, не сдержалась, ее останавливали с двух сторон.
Ой, миленок, ой, беда,
Микуленка — то куда?
Чем гонить на улицу,
Посажу под курицу.
Судейкин только входил в раж, а уже многие лица застыли в напряженно — улыбчивом нетерпении. Балалайка брякала ловчее с каждой минутой.
От такого случая
Вышла неминучая,
Это, граждане, не шутка,
Напугалася Рябутка —
Взяла да и обо... лась
На шибановскую власть.
От смеха в избе вспыхнули лампы, дым заколебался. Микулин смеялся и сам. Все равно сердиться было бесполезно — историю с курицей давно знала вся деревня. Мужики хлопали председателя по спине, утирая слезы. А Судейкин со строгим видом, не улыбнувшись, тренькал, дожидаясь тишины:
Дедку в бане не сидится,
Вздумал дедушко жениться.
Батожком-то в землю тычет,
У меня денег сорок тысеч,
Есть и мидь, и серебро,
Со мной жить будет добро.
Чем те по миру ходить,
Так лучше згодье наводить,
Наводить-то будешь меркой,
У мня будешь акушеркой.
На этом месте даже суровый молчальник Клюшин расхохотался. Все поджимали животы, но, не успев просмеяться, затихали в новом напряжении. Судейкин не останавливался:
Таня ножкой топнула,
Ох, не пойду за дохтура!
Крикнул Коля из-за печки:
— Это все не по-совечки,
Все неправильное тут,
Выходи, коли берут!
Стоял всеобщий хохот. Микуленок еле перевел дух, отмахиваясь от мужиков, хотел уйти, но раздумал, сел снова на пол. Таня кричала Судейкину:
«Нечистой
дух, отстань! Не пой, не пой больше-то. Ой, сотона стамоногой».
Носопырь, приставляя ладонь к уху, спрашивал каждого:
— Ось? Чего говорят-то?
Один Жучок, умаявшись за день, сладко похрапывал на лежанке.
Носопырь, приставляя ладонь к уху, спрашивал каждого:
— Ось? Чего говорят-то?
Один Жучок, умаявшись за день, сладко похрапывал на лежанке.
2 ведущий: Как вы уже поняли, что Судейкин для своих
сочинений выбирал реальные эпизоды из жизни жителей деревни.
И исполнение этих припевок было похоже на самодеятельный концерт.
Надо отметить, что сочиняя на беседах свои веселые песни, Акиндин
не жалел и себя:
Нет коровы, нет овцы,
Одни остались жеребцы
(так как три года назад он извел всю скотину и завел жеребца).
1 ведущий: Помогать и смотреть, как будут ставить столп для
мельницы, собралась вся Шибаниха, а Судейкин назвал это событие
Вавилонским столпотворением, на ходу выдумал какую-то песню:
За Шибанихой в уброд
Чудо строится весь год,
Столб до самых до небес,
На вершину Жук залез.
Жучок-то был, конечно, тут ни при чем, не считая зимних помочей, он не ударил палец о палец, чтобы пособить, но, может, потому его и вставил Судейкин в частушку.
Саженях в десятке от коновязи была отворотка
к магазее, куда мужики еще зимой сдавали зерно по чрезвычайным мерам.
Это тогда комиссия, возглавленная председателем коммуны Митькой Усовым, ходила
по деревням, выявляя хлебные излишки. Мужики прятали семенное зерно кто
где: под лежанками, в банях и погребах. А шибановский мужик
Лыткин, у которого была поговорка «Дело выходится, все плутня», спрятал
мешок ржи на чердаке, но Митька с Гривенником залезли
и туда, поискали и нашли рожь. Акиндин Судейкин выдумал песенку:
Все выходится не так,
Усов слазил на чердак!
2 ведущий: Игнатий Сопронов вместе с женой Зоей
окончательно отделился от отца и брата. Весной он подумал было
вспахать доставшиеся ему полосы, но просить лошадь у соседей ему было
невмоготу. И он опять подался на лесной заработок. Брат Селька
кое-как засеял оба надела. Жена Зоя кормилась в Шибанихе чем придется.
На петров день, в самую сводную жару, она попробовала возить навоз
и пахать паренину, но приехавший домой Игнаха запретил выезжать
в поле:
-Хватит, и покопались в земле! Да еще в навозе...
Судейкин по этому случаю тут же придумал целый столбец стихов:
Говорит жене Игнат:
— Нам теперь пахать не над,
Не выкидывай назем,
Все равно не повезем.-
Послушалась Игнатия
Евонная симпатия.
Игнаха запомнил и этот столбец...
1 ведущий: И вновь Судейкин сочинил такие строчки про
Микуленка, который потерял сельсоветскую печать на гумне:
Голова хоть и умна,
Да оплошала у гумна.
Укатилась печать,
Надо парня выручать.
А на игрище у Самоварихи в избе он спел следующую частушку:
Председатель на трубе,
Счетовод на крыше,
Председатель говорит:
Я тебя повыше!
Эта частушка дразнила Митьку, не забывалась.
" Подожди, я тебе устрою трубу!- сплюнул Куземкин. — Черт, кривые ноги!"
И хотя у Кинди ноги были совсем не кривые, а прямые, Куземкин довольный сам собою отвернулся от церкви.
Забудешь ли, как сидели с Мишкой Лыткиным, дули в кулаки на крыше зимней пристройки.
2 ведущий: Любил Акиндин Судейкин попеть, поплясать. И даже
по дороге в район сумел показать свою походочку среди бывалых людей.
Из круга долетал его скрипучий голосишко:
Не плясальник я,
Опоясали меня
Не широким ремешком
С огорода колышком.
Пока ехали, Киндя пел. Что видел, про то и пел:
Счетоводы на кобыле,
А в телеге целый воз.
Ты куды, товарищ Зырин,
Этих девушек повез?
Гуря, Гуря, ты откуда,
Гуря, Гуря, ты куды?
На чужой-то, на сторонушке
Ни хлеба, ни воды.
И это дорожное пение частушек дошло до следователя. Когда Киндя Судейкин в сенокосных портках, сопровождаемый перепуганным Митькой, явился в читальню, поздоровался и встал по стойке " смирно", следователь по-собачьи почуял издевку. Он подошел к Судейкину лоб в лоб, достал из кармана какой-то листок и сунул мужику в руки:
— Ну-к, прочитай, чего там написано!
— Я без очков-то не вижу, товарищ Скочков! — засуетился Киндя.
Тогда я сам тебе прочитаю! — Следователь выхватил у Кинди листок. — Слушай!
Мы по берегу, по берегу,
Милиция за нам,
Оторвали... яйца,
Положили в карман.
— Ну? — гаркнул Скачков. — Показывай, где эти милицейские яйца? Выворачивай все карманы!
Киндя хихикнул:
— Так товарищ Скочков, они у меня это... карманы-то с дырами. Ежели и были, дак давно выкатились...
На этот раз удалось отвертеться.
1 ведущий: Но вскоре Киндя забыл страх, который испытал при
встрече со следователем. И на свадьбе у Василия Пачина без
гармоньи под смех и шутки спел такую частушку:
Вся Шибаниха деревенка
Пошла на сенокос,
А миличия приехала
И гонит на силос!
Дальше у Кинди была песенка про медведя, который вздумал ехать верхом на корове, затем присочинил еще что-то про мельницу...
— Ох, гляди, Акиндин, как бы тебе не попало! — со смехом сказал Евстафий, внося новую ендову с пивом.
И на ужине после помочи (били печь у Евграфа Миронова) Киндя Судейкин был опять в своем репертуаре.
4 рассказчик: " - Без балалайки-то мне, наверно, ничего не сделать, — зауверялся Акиндин. — Ну да ладно, попробую под ротовую. И Киндя запел речитативом, запритопывал:
— Ходит Кеша по деревне,
На собрания зовет.
Он и дома, и везде.
Как в мироновской избе.
— Что-то наша балалаечка
Худенечко поет,
К выселеночкам не ходим,
Митька воли не дает.
Нечаев хихикнул и ткнул Зырина в бок, дескать, все верно про выселеночек-то. Женщины перестали хлебать, слушали.
Шел Еграша из тюрьмы
К Самоварихе в примы.
Прикатил не к сроку,
Будет мало проку.
Зырин прыснул в кулак, Нечаев скороговоркой остановил счетовода: «Не перебивай, а то он сойдет с рельсов!»
Вся Шибаниха жужжит,
Экая досада,
Был до бани я мужик,
После бани баба!
На этом месте рассмеялся и сам Евграф, что толку сердиться, если уже вся деревня знала, как он сидел на печи в женской рубахе.
На чужбине не зачах,
А в родном окопе
На горячих кирпичах
Стало худо жопе.
Киндя выждал, когда народ прохохочется, и добавил:
Тут приходит замполит
И Еграше говорит:
Передвинься за трубу,
Не живи халатно,
Все равно твою избу
Не отдам обратно.
— Замполит, это который — Кеша или Игнаха? — под общий хохот допытывался Иван Нечаев, а Судейкин на ходу частушкой объяснил, кто был замполитом:
Говорит с печи Евграф:
Нет, Фотиев, ты не праф!
И за то Евграфу
Прописали штрафу.
Пока шумели и всплескивали руками, Киндя устроил передышку, затем продолжил этот бесплатный «канцерт», как выразился Климов.
К полуночи на беду
Принесло Игнашку.
По народному суду
Требуют бумажку.
Это, бабоньки, во- первых,
А случилось, во-вторых,
Понаехала миличия
На конях вороных.
И понесло Акиндина Судейкина дальше, люди боялись громко смеяться, чтобы не пропустить ни слова, сдерживались, тыкали под бока друг дружку.
Комиссары чуть живые
С Акиндином маются:
Хоть свои, а хоть чужие
Подавай нам яйца!
Нету яиц, нету кок,
Укатились под шесток.
Баба спрятала в полавошник,
Мышонок уволок.
Балалайка о семь струн,
Я, товарищи, килун.
Охты, старый хитрован,
Выворачивай карман!
Тут уж хохотали все подряд, и Киндя завершил на этом свой концерт. Когда начали отходить от смеха и стало потише, Таисья Клюшина спросила:
— Это, какие опеть еича-то требуют?
И снова мужики принялись хохотать.
2 ведущий: И в избе Володи Зырина Киндя
не собирался уступать бабенкам первенства в разговорах.
Он мысленно готовил уже свои стихи про жеребца-дезертира, про Володю
с телушкой, да и про ту же Самовариху:
Сколотила свой колхоз,
Он до коммунии дорос...
На тему задранной медведем телушки ехидничать Судейкин не посмел. Ведь животина была выпоена Опросиньей. Слова о церковной пляске отложил он на будущее:
Ничего не говоря
Под игру пономаря...
Уже было что-то выдумано про второе Палашкино брюхо, как бедный предрик Микулин выкручивается перед народным судом:
Нет, товарищи, не я,
Тут работа не моя.
С этими новыми коротышками Судейкину не терпелось бежать к молодяжкам в церковь.
1 ведущий: Итак, перед нами предстал образ простого деревенского
мужичка, способного слагать стихи-коротышки, в которых прослеживаются все
главные события деревенской жизни, а также перемены во властных
структурах. Рано или поздно, но веселье заканчивается. Так и для
Кинди Судейкина оно закончилось на минорной ноте. Ведь его неоднократно
предупреждали о том, чтобы он перестал петь, о чем
не положено. И было время репрессий. Не уразумел, получай.
Акиндин Судейкин был судим и сидел шесть лет
за веселые «контрреволюционные» байки. После тюрьмы он жил совсем
недолго.
2 ведущий: В. И. Белов отмечал: «Честный и смелый
человек может говорить открыто, распахнуто, и тогда язык его становится
сильным. Ясным, а иногда и образным. Последнее, впрочем, зависит еще
и от природного дара...» Таким был и Акиндин Судейкин и сам
автор. Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что трилогия
В. И. Белова «Час шестый» является одним из самых значительных
и самобытных произведений русской литературы 20 столетия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий