Все о Верхней Варже (Великоустюгский район Вологодской области)

Все о Верхней Варже (Великоустюгский район  Вологодской области)
Дорогие земляки!
Обращаемся к вам с огромной просьбой: для публикации на блоге поделиться воспоминаниями, фотографиями, фронтовыми письмами
и другими материалами о Верхней Варже и ее жителях.
Ждем Ваших писем по адресу: t.n.n@mail.ru Спасибо!

вторник, 1 января 2019 г.

...И долго, долго махала нам вслед

Рассказ. 

Александр Белых
Посвящаю моей дорогой 
Марии Степановне Долматовой
— светлая ей память.


...Август. Уходит лето. Не хочется его отпускать. С августом у меня связана еще одна жизненная ниточка — речь пойдет опять о Женщине, Русской Женщине.
Верхнее Займино! Сколько раз судьба сталкивала меня с этой далекой северной деревушкой, жившей когда-то на окраине Вологодского края и теперь уже безвременно и навсегда исчезнувшей. Как при нынешней «демократической» власти исчезающих с лица Земли по России-матушке сотни вот таких деревенек...
Мария Ивановна Саламатова. Она была для меня как бы и мамой, и бабушкой, и рассказчицей, и песенницей, и добрейшим, любившим меня, как сына, Человеком.
Ивановна жила в Займино с рождения. Домик у нее стоял на краю деревни, и за ним уже на сотни километров простирался лес. В гости к ней мы с мамой приезжали почти каждое лето. Если не мы, то она к нам — обязательно.

Худенькая, среднего роста, всегда в платочке, она была родным для меня человеком. Такой я ее и воспринимал...
.. .Я пишу эти строки, а слезы буйно льются из моих глаз, мужские слезы Памяти, Человечности и Благодарности за то, что судьба свела нас с мамой вот с этой замечательной деревенской женщиной.
.. .Бывало, я в августе приезжал в те края на каникулах один. И Ивановна затапливала в своей кухоньке маленькую металлическую печечку и варила на ней чудо-яишницу: делала она по-деревенски необычно, быстро и ловко, и я до сих пор «ловлю» аромат вот этого самого вкусного той поры блюда!
«Сашка! Давай по рюмашке!», — предлагала мне старушка при встрече. И вот мы уже пили по чуть-чуть вот из этой самой рюмашки, радуясь друг другу, как будто родственные души встретились и не виделись целые 100 лет! Хотя, я подчеркиваю, родственниками мы с Ивановной никогда не были...
...Наступал вечер. И в ее большую комнату «приходила» прохлада. Над кроватью красиво висел тюль, а я ощущал себя, словно на царском ложе. И «проваливался» в счастливый мальчишеский сон.
А на утро был чай. Брались корзины, и мы с Ивановной шли «по грибы» по Беловской дороге. Идти со старушкой «по грибы» было для меня большим счастьем, поскольку женщина все время.. .направляла меня на грибное место. «Сашка! Смотри!» И показывала пальцем под елку. И под зеленой красавицей я радостно находил целый плотичек еловиков.
Конечно, были успешными и наши августовские походы «по грузди», как говаривала Ивановна. Леса наши северные были в свое время богаты на чудные грибы — грузди — сухие и сырые. Собирать их — одно бесконечное удовольствие, когда под листвой находишь маленького красавчика — белого цвета, а, поискав, тут же, в траве, ощущаешь другой, третий, четвертый — грузди росли в основном плотичками...

Ивановна наводила нас с мамой не раз на «груздное место». И как тут не вспомнишь ее по этому случаю добрым словом!
По приходу, в Займино, мы обирали с грибов прилепшую листву и аккуратно складывали грузди в деревянную кадку. Просолившие грибы мы в ведрах увозили домой в Усть-Алексеево...
Ивановна была еще и певицей. И вместе с группой местных песенниц- старушек побывала в свое время в Ленинграде, после чего появилась пластинка (маленькая) с их песнями и небольшая книжечка с историй возникновения тех или иных старинных русских песен.
Мария Ивановна, приехав к нам с мамой в гости, всегда вручала мне, тогдашнему мальчишке-школьнику, по 3, 5 рублей. Это по тем временам было для меня целое несметное богатство. При этом душевная щедрость Ивановны исходила от ее доброго и светлого сердца. От того, что она воспринимала меня, как сына, которого у нее на самом деле никогда не было.
О ее муже и семье я не спрашивал. По слухам, муж старушки погиб во время войны, а больше она замуж не выходила.
Ее деньги я, юный деревенский мальчишка, тратил в основном на книги, которые и сейчас стоят на маминой этажерке.
.. .Ивановна под конец жизни заболела, легла в нашу местную больницу. А мы с мамой ходили к ней почти каждый день. Последний раз, я помню, как пришел к ней утром и принес пирожок, испеченный бабушкой. И она его держала в руке в течение всего нашего разговора. После обеда моей родной Ивановны не стало: светлая душа ее отошла в Рай.

XXX

...Но сегодня я почему-то вспоминаю очередной наш с мамой приезд в Займино. Тепло той встречи — оно в моей душе останется НАВЕЧНО, как и ее трогательное с нами прощание. Ивановна стояла на угоре, и долго, долго махала нам вслед. Постепенно ее фигурка превратилась в маленькую точку, и Осталась В Моей Светлой Памяти Навсегда Той Наидобрейшей Марией Свет Ивановной! Она ушла в тот далекий мир. Но мне почему-то кажется, что вернется. И мы опять, как бывало, сходим с ней "по грибы"

Александр БЕЛЫХ.
1 августа 2016 года
Усть-Алексеево

Комментариев нет:

Отправить комментарий