Все о Верхней Варже (Великоустюгский район Вологодской области)

Все о Верхней Варже (Великоустюгский район  Вологодской области)
Дорогие земляки!
Обращаемся к вам с огромной просьбой: для публикации на блоге поделиться воспоминаниями, фотографиями, фронтовыми письмами
и другими материалами о Верхней Варже и ее жителях.
Ждем Ваших писем по адресу: t.n.n@mail.ru Спасибо!

вторник, 29 января 2019 г.

Вспомним прежние гуляночки и жизнь весёлую.

Издавна русский народ умел не только хорошо трудиться, но и отменно веселиться. Народная мудрость гласит: «Голь на выдумки хитра». И это действительно так, ведь раньше простые люди сами сочиняли песни, частушки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки, придумывали забавы и развлечения для организации своего досуга. И эти народные традиции, обычаи представляют собой уникальную живительную силу, соединяющую далёкое прошлое с настоящим.
Вспоминая прошлые годы, старожилы из нашего поселения Верхневарженское отмечают, что в прежние годы деревенские люди работали не покладая рук (особенно тогда, когда жили ещё единоличными хозяйствами), но находили время и для развлечений. Время для отдыха и веселья обычно выпадало на православные праздники, в которые раньше не работали. Основным истинно народным музыкальным инструментом в то время была гармонь, которая всегда находилась рядом с народом (в минуты радости и печали, в годины тяжёлых испытаний). А люди, умеющие играть на гармони, стояли в особом ряду.
Гармонист, гармонист,
В кухне поварёшка.
Не бывать тебе в народе,
Кабы не гармошка.

К гармонистам в те времена относились с большим почтением, уважением. А девушки стремились выбрать дролю, непременно  игрока, и сочиняли про него частушки:

-Гармонист, гармонист,
Не смотри глазами вниз.
Смотри прямо на меня,
Завлекать буду тебя.
-Золотые ваши рученьки,
Серебрянна игра.
Кабы знала, повстречала
Среди полюшка тебя.

Гармонисты были востребованы на всех народных праздниках и гулянках, в том числе и на плясках, которые устраивались в зимнее время и проходили то в одной деревне, то в другой.
Эй, раздайся народ!
У нас пляска идёт.
Я девчонка хоть куда,
Посмотрите на меня.
Для проведения плясок парни откупали дома за определённую плату. Мария Константиновна Обухова (1911г.), проживавшая в деревне Гора, рассказала об этих плясках следующее:
 -Ох, и весело было! Отец держал нас в строгости и не всегда отпускал на пляски. Каждый раз приглашал к себе в дом Федюню из деревни Соболево и просил узнать его, где будет очередная пляска. А Федюня говорил очень плохо, пропускал целые буквы. Вот однажды отец спросил его: «Где сегодня будет пляска?» Федюня ответил: «Там пяска будет, где кутьку хлебают», то есть кутью хлебают (д. Мякинницыно). А в другой раз он сказал, что «пяска будет, где косок деут» (кошек дерут), то есть в деревне Марилово. Вот раз мы попросились у отца сходить на пляску, а он нам сказал: «Федюня забегал, за всех вас сходил, никуда не пойдёте.
(Записано в 1993 году).
А Великонида Николаевна Жерихина (1918г.) из деревни Антушево поделилась своими воспоминаниями (2003г.): 
-В Рождество пляски продолжались целую неделю. На плясках плясали «Метелицу», маленькую и большую восьмёрки, играли в "Номерки«, в «Суседушка». Суть игры в «Суседушка» заключалась в том, что ведущие (парень и девушка) рассаживали девушек и парней на лавках. Посадят и пойдут спрашивать парней о том, что будут ли они менять девушек, которые сидят рядом с ними. Если парню не нравилась девушка, то он говорил: «Меняю!», и называл имя девушки, с которой бы хотел сидеть рядом. Иногда получалось так, что двум или трём парням нужна была одна и та же девушка. Тогда выбор был за ней, кто ей больше нравился, к тому парню она и садилась. Так и сидели до утра. Многих девушек разбирали сразу, а некоторые всю ночь ходили на променках, никому их не надо было. 
На пляски в деревню Антушево собиралась молодёжь не только из наших окрестных деревень, но и из других мест, например, приезжали на лошадях парни с девками с Верхней Шарденьги. Случались и драки, в ходе которых парни били лампы, а девки убегали в куть. Потом варженские парни стали умнее, лампы ставили на трубку, лошадей у гостей выпрягали (шардежане устроят драку и в сани) или отцепляли одну вожжу, поэтому лошадь начинала крутиться кругом и далеко на ней было не уехать, ещё лестницу разбирали, драчуны кувырком валились один за другим. Даже бабы ходили смотреть пляски. 
В Масленицу в деревню Антушево съезжались девки в гости к родне, к соседям тоже на целую неделю. Потом приходили, приезжали парни на лошадях и откупали избу. Кто похуже жил, тот и пускал молодёжь на пляски за определённую плату, которую девки собирали с парней. Чаще всего собирались у Федосьи. До четверга парни успевали нарубить брёвен для катушки, заваливали их снегом, поливали водой, по бокам жерди клали, чтобы санки не съезжали мимо. Катушку устраивали под деревней Соболево. В четверг ездили за зятьями, а в пятницу, субботу и воскресенье - на катушку. Красивое получалось зрелище, так как кони были наряжены, девки в разноцветных шёлковых платках.
Милитина Александровна Крапивина (1924г.), родом из деревни Малиново вспомнила такой случай:
-Однажды во время пляски в дом забежали парни из деревни Марилово, один из них ударил чем - то по лампе, стекло разбилось, и наступила темнота. Все, кто здесь присутствовал, сразу же разбежались. А два парня, откупившие избу, от испуга спрятались там, где пришлось, один - за печкой, второй - в подвале.
(Записано в 2005 году).
А жители деревни Нижнее Чистяково в свой престольный праздник (Преображение Господне) 19 августа выходили всей деревней на пожню возле речки Варжи и устраивали пляску. Потом эту пожню так и прозвали «Плясунья». Александра Изосимовна Сергеева (1931г.) рассказала, что в Нижнем Чистякове были и свои гармонисты, виртуозами считались братья Колотовы (Александр Васильевич и Ириней Васильевич). Они не только хорошо играли на гармони, но и сами их делали. В доме у них для этой цели была специальная изба. Лучшим игроком считался Александр Васильевич. А когда братья играли, то девки просто замирали.
Верхневарженска игра
По лесу раздавалася,
Как играет хорошо,
Стояла любовалася.
(Рассказ записан в 2004 году).
Делал гармони и Пашинский Василий Алексеевич, выходец из деревни Малиново (у него была своя мастерская по изготовлению гармоней), а жил он в городе Ярославле.
Старожилы отмечают, что «как гармошка заиграет, аж душа радовалась, ноги сами пускались в пляс, а частушки рвались наружу».

Мы с подругой с уговору,
Вышли на крылечико.
Верхневарженска взыграла,
Резнуло сердечико.

Ангелина Алексеевна Илатовская (Соболева), 1948г., жившая в деревне Соболево, вспомнила следующее: «Подражая взрослым, мы, будучи детьми, очень часто пели свои местные припевки, под которые и плясали:

Возле Митина деревня есть,
Да возле Митина деревня есть.
Биричёво возле Митина стоит,
Да Биричёво возле Митина стоит.
Косарёво на Осиево глядит,
Да Косарёво на Осиево глядит.
На Насонове-то новые весы,
Да на Насонове-то новые весы.
На Насонове-то Фула есть,
Да на Насонове-то Фула есть...
(Записано в 2013 году).
В Сборнике материалов 2 Всероссийской научно-практической конференции "Традиции народной культуры: проблемы изучения, сохранения и восстановления". - Вологда, 2017 на примере нашей местности особенно ярко отражён "День жаворонка", который раньше отмечался 22 марта по народному календарю. Ещё этот день в народе называли "Цивилюшной день", "Сорок святых. Сорок мучеников". В этот день в нашей местности стряпали "цивилюшки" (печенье в виде птиц).
В деревне Малиново с помощью печенья девушки на выданье гадали. 
Загадывая на свою судьбу, девушки выносили "птичек" на улицу, клали на возвышенное ("видное") место: крышу. поленницу, кол, столб, крыльцо, ветку дерева и тому подобное.
А девушки из деревни Антушево при этом приговаривали:
"Ворона, ворона,
Где мой сужёной,
Туда и цивилюшку неси".
Затем наблюдали - в какую сторону птица понесёт, с той стороны придёт жених:
"Куда ворона понесёт,
 Там и жених у меня".
"Куда ворона поташшит, 
Дак там мой сужёной". (д. Мякинницыно)
В деревне Мякинницыно девушки клали выпечку себе в карман и отправлялись в гости. При этом старались не разговаривать, а по задаваемым вопросам и рассуждениям определить своё будущее. 
Взрослые зная, что в этот день ходят с "цивилюшками", при встрече, как правило, высказывали благопожелания: "хорошо будешь учиться", "замуж пойдёшь - большая уж".
Печеньем потчевали и птиц, при этом приговаривали: "Кушайте на здоровье!"
Согласно народным верованиям и представлениям осуществляемые в "жавороночный день" обряды предопределяли скорое наступление нового календарного периода (весны), позволяли предсказать будущее, призваны были обеспечить жизненное благополучие семье. роду, общине.
С особой теплотой и нежностью старожилы вспоминают прежние гулянки, на которых тоже верховодили гармонисты. Гулянки проходили только в летнее время на лоне природы, гуляли не только в своей местности, но и за её пределами. Особенно запомнились гулянки, проходившие за деревней Ивернево (Нижняя Варжа), где молодые люди ходили по дороге, ведущей в сторону Заимки Варженской, пели песни, частушки:
Мало, мало интересу,
Мало интересику.
Иверенские гуляночки
Темнее лесику.

По поводу этих гулянок Мария Петровна Лукина (1925г.) из деревни Кузёмкино поделилась следующими воспоминаниями (2009г.): 
-На гулянки приходила молодёжь из разных мест. Среди всех выделялся гармонист Ренислав из Теплогорья. Он чувствовал себя атаманом, крутым парнем, ходил всегда с подростками, у которых в руках были колья, так как драки в то время были не редкостью. 
Об этих столкновениях (драках)  написано в книге Морозова И. А., Слепцовой И.С. Социорегулятивные функции игры в севернорусской крестьянской общине (19 - 20 в.в.) - М., 2006г.
-На Верхней Варже Великоустюгского района традиционно враждовали жители двух сельсоветов: Верхневарженского, жители которого пользовались репутацией "пошехонцев" и Теплогорского, который считался более цивилизованнным, так как мужчины там занимались отхожими промыслами. Драки между ними происходили во время масленичных катаний и на летних гулянках. 
"Ну, вот когда йиздили на "катушку", там сельсовет на сельсовет нападали. На наших варжаков нападало Теплогорье. Да. Теплогорьяна были. Оне в лесу жили, вот там де ка и на сплав ходили, оне всегда наступали на варжаков. Варжаков как щитали, значит, глупенькими... Теплогорьё ребята были драчуны, оне всегда нападали на Варжу. Ну, давали варжаки отпор... А всё равно в другую масленицю опять все поедут, соберуцця, опять не бояцця йих. "Мы дадим, - говорят, йим отпор!" Ну, были такие праздники, когда на гулянки ходили вот, дак, вот на гулянках тоже бывали драки. Это "схожая братья" - сойдуцця, значит, и вот не поладят што - то  и начнут драцця".
(Колотова В. П., деревня Верхнее Чистяково).
Валентин Павлович Подволоцкий (1941г.) из деревни Андроново рассказал (2018г.), что мальчишки его возраста (6, 7кл.) ходили на гулянки в прогон у деревни Ивернево. А ходили туда через Митихино, Макарово, Стрюково, Малиново, Кекуро. По прогону гуляли девки и парни. На эти гулянки являлась молодёжь из Верхней Шарденьги (Липовца), Тепогорья, Шасски.
Шардюки ребята злые,
Шассяна отчаянные.
Верхневарженски ребята
Тоже не печальные. 
На гулянках часто случались драки. Мы, мальчишки - подростки, смотрели на эти драки, подставляли колья. Запомнились даже некоторые частушки:
-Атаман идёт вперёд, 
Сзади всё подросточки.
Атаман сказал : "Работай!"
Засверкали тросточки.
-По головке двухфунтовка
Прокатилася.
Моя белая рубаха
Кровью окатилася.
На гулянки ходили и в деревню Митино, на Качаловский угор (Нижняя Варжа).
На Качалово ходили
Ничего не прибыло,
Только ноги наломали,
Да ботинок убыло.

А на нашей верхневарженской земле в Петров день гуляли от Смольникова до Старины (до кудреватой сосны, которую можно было обнять лишь втроём, крона у неё была как шапка, потом её срубили на смолу). Леса поблизости в то время не было, поэтому взору открывался простор лугов и пашен. Здесь тоже молодые люди ходили по дороге, жгли костры. Девки ходили в цветастых платках и со своими гармонистами, пели песни, частушки:

На гуляночку ходила,
Наругал меня отец.
На работушку ленива,
А гулять так молодец.
Зинаида Арсентьевна Хабарова  (1920г.) из деревни Насоново отметила, что на эту гулянку приходили и такие маститые гармонисты, как Камкин Ксенофонт Фёдорович из деревни Насоново. Он даже ездил на соревнования гармонистов в город Великий Устюг. А жители этой же деревни Камкин Кузьма Ефимович и Камкин Григорий Васильевич не только хорошо играли на гармони, но и мастерски плясали, поэтому ездили на соревнования плясунов (записано в 2001 году). Кстати, Григорий Васильевич Камкин - отец Татьяны Лебедевой и Зои Угловской, известных работников культуры в городе Великом Устюге. Татьяна Григорьевна, заслуженный работник культуры РФ, на протяжении многих лет является бессменным руководителем народного ансамбля русской песни «Горница». К тридцати произведениям местных авторов она написала музыку, в том числе и на стихи А. В. Белых («Русская банька», «Морозец нравится», «Устюжанки-устюжаночки», «Я приеду домой»). Татьяна Григорьевна виртуозно играет на гармони, баяне, а своим пением завораживает слушателей. Её сестра Зоя Григорьевна, хореограф-постановщик многих коллективов («Устюжаночка», «Играньице», «Горница», «Родники», " Синтетюриха«, «Барабушка», «Веретенце», «Жаворонушки»). Она ставит танцы и пляски, поёт в ансамблях «Горница» и «Синтетюриха», изучает и обобщает местный материал по народной культуре. Отрадно, что творческий музыкальный дар отца передался и его дочерям.
На гулянки ходили и под деревню Андроново (уклон у речки Варжи под церковью).
На гуляночку пошёл,
Мне наказывала мать:
На тебя ребята сердятся,
Возьми с собой ухват.

В Троицын день и в Духов молодёжь собиралась на гулянки под деревню Ворошнино (на пожне у речки Варжи). В то время это была самая большая деревня в нашей местности. И не зря она называлась Большое Ворошнино, так как по сведениям переписи 1911 года и данных «Клировой ведомости Варженской Николаевской церкви» за 1913 год известно, что в этой деревне было изб-51, число населения-301 (теперь в зимнее время живёт два человека). Из-за нехватки земли часть жителей отделилась на хутор, получивший название Малое Ворошнино. При коллективизации деревня Большое Ворошнино составляла один колхоз «Ворошнино», в котором было три бригады. А раз деревня была многолюдной, то и гармонистов хватало, один лучше другого.
Евфалия Ивановна Ворошнина (1913г.) из деревни Ворошнино рассказала, что во время гулянок парни и девушки ходили парами и плясали «Метелицу», большую и малую восьмёрки, жгли костры, и девушки подходили к тому костру, где находились их дроли. Популярной была игра в «Бутылочку» с выкупом. Садились в круг, в центре ведущий крутил бутылку. Напротив кого она останавливалась, тот должен был поцеловать ведущего и потребовать за поцелуй выкуп (конфету, пряник, деньги). Если у ведущего ничего не было, то он мог откупиться песней, загадкой. Но загадку он должен был загадать тому, кто просил с него выкуп. Если же играющий не отгадывал загадки, то ведущий целовал его и требовал с него выкуп (если девушка-платок, ленту и так далее). Если играющий не хотел целоваться с ведущим, то ему приходилось откупаться. Бывали и драки, только колья летели (озорная тогда была молодёжь и драчунов хватало).
Раньше весело гуляли,
А теперь онизились.
Ворошнинские гуляночки
Во сне привиделись.
(Записано в 2002 году).
В книге "Российский этнограф" (5). - М., 1993 дано описание игр, наиболее популярных у деревенских жителей многих районов Вологодской области, в том числе и у наших земляков.
Игра в тёмную (с завязанными глазами), как в жмурки.
Перебегая по избе, игроки могли оповещать о своём местонахождении:
-Я у пецьки стою, щецьки варю!
-Я на завалинке картовоцьку рублю!
-Я на порожке сижу, барашка колю!
(д. Мякинницыно и Митихино).
Катать колесом (д. Кекуро).
На середовых вечорках 13 - 16 -летние девочки до прихода парней, наклонившись и перекрестив руки, захватывали большие пальцы ног, а затем катились по полу кубарем, пока не надоест.
Кули или кульё ворочать.
Во многих наших деревнях эта игра представляла собой кувыркание, сложное акробатическое упражнение. Двое желающих из числа молодёжи или детей становились друг против друга. Один наклонялся и, просунув голову между ног партнёра, обхватывал его ноги руками. Тот же , в свою очередь, ложился ему на спину и обхватывал его ноги руками. После этого нижний игрок выпрямлялся (верхний игрок прятал голову между его ног) и, присев, перекатывался на спину. Затем второй, опершись ногами об пол, кувыркался вперёд и так далее.
Запрягать петуха (д. Марилово).
Игрок повзрослее со связанными руками и ногами ложился животом вниз, а второй игрок - "петух" - просовывал между его ног и рук свои ноги, а голову ему помогали просунуть под живот товарища. Затем первый игрок вставал на четвереньки, а "петух" повисал под ним под хохот и насмешки приятелей. "Петуха запрягли!"
Игры с лодыжками.
Выпуклая, окружная часть косточки чаще всего называлась масло, масли, маска, масляк или горка, горб, горбик, горбышка.  Нередко эту сторону называли также бык, бычок или корова, коровушка за выступы, напоминающие рожки.  Противоположная часть косточки, как правило, называлась дыра, дырка, дирочка или яма, ямочка, ямник. Встречался также вариант этого названия -лунка, луночка. В деревне Малиново эту сторону называли рак, в деревне Митихино - масло, а в деревне Мякинницыно - краюшок. И наконец, боковая сторона с выемкой обычно называлась сак, сацёк. Иногда встречались свои местные обозначения сторон косточки, например, колобок - дироцька - масло - сало (д. Митихино). В тех деревнях, где при игре принимались во внимание лишь две стороны, другие две могли никак не называть, как это было в деревне Стрюково, где лодыжка, лежащая на боку, не имела названия и не принимала участия в игре, а верхняя и нижняя стороны назывались соответственно коровушка и лодочка. Нередко бока косточки имели одинаковые названия - жопка. Играли в лодыжки обычно в святки или на рождественской неделе (д. Мякинницыно). Потеря лодыжек считалась дурным предзнаменованием "овцы не приведутся" (д. Андроново).
Во щелчки, шшолканы, чекуши (д Кекуро).
Игроки старались перевернуть на "главную" сторону дополнительное число косточек после того, как те были брошены на стол.
В деревне Мякинницыно в Рождество играли только взрослые. Игра проходила в два круга. Сначала каждый игрок выбрасывал на стол пять лодыжек и забирал легшие горбком вверх мацюцьки (маслюцьки). Тот, у кого мацюцек оказывалось больше, начинал второй круг игры. Он собирал все лодыжки (по пять от каждого) в пригоршни и бросал на стол. Отобрав все мацюцеки, щелкал ("чигал") остальными косточками друг в друга, стремясь перевернуть их мацюцьки. Если сделать это не удавалось, следующий игрок собирал оставшиеся лодыжки и снова бросал их на стол. Побеждал тот, кто первым набирал пять мацюцек.
В деревне Малиново сразу забирали лодыжки, легшие повной (или полонкой) вверх, а потом выбивали (цикали) только неповные, причём. если она выпала одна, то бросали заново. Выигрывал тот, кто больше "нацикает" косточек.
В деревне Кекуро считали только саки или масло, а в деревне Мякинницыно могли по уговору считать и другие стороны. Для некоторых позиций косточек могли существовать дополнительные правила.  В деревне Кекуро напротив брошенной на стол лодыжки  мешали рукой, чтобы не было саком.
Выимки (д. Насоново, Мякинницыно, Кекуро).
В деревнях Нижней Варжи перед началом игры все участники подбрасывали 5-10 лодыжек и ловили их на тыльную сторону "долони". У кого больше оставалось косточек, тот и начинал игру.
А в деревне Мякинницыно, чтобы быть допущенными к игре, надо было вновь подбросить эти косточки и поймать их все в горсть. Кто ронял хотя бы одну (росшибся) вынужден был проделывать всю операцию заново (в д. Кекуро неудачник сразу выходил из игры). После окончания игры давали  по столько щелчков, сколько лодыжек каждый играющий не добирал. В деревне Кекуро щёлкали по лбу напёрстком. Кстати, в деревне Кекуро число лодыжек не ограничивалось, их раздавали (парами) всем игрокам поровну. После жеребьёвки первый игрок разбрасывал косточки по столу, стараясь, чтобы они упали дирочкой вверх, так как если хотя бы одна из них падала маслом, игрок сразу же выходил из игры, а если кроме ямок, были саки, то косточки перебрасывали. Если же были только дирочки и быки, то начинали  выимывать лодыжки, упавшие дирочкой вверх. Если удавалось выимать все дирочки из своей кучки, не задев быков, принимались за кучу соседа.
Куляши, гуляши, ряженые.
С наступлением святок на деревенских улицах появлялись весёлые и шумные ватаги молодёжи, переодетой в самые необычные наряды - это значило, что начались святочные обходы ряженых. В нашей местности их до сих пор называют куляшами. гуляшами. 
До и после Нового года ходили, как правило, разные типы ряженых. В деревне Макарово куляши ("страшные наряжухи") ходили сразу после Рождества вплоть до Нового года, в наряжонки ("красивые") - с Нового года до Крещения.
Кикимора, дрёма.
Из более редко встречающихся "человекоподобных" персонажей святочного ряжения можно упомянуть кикимору. "старуху" с веретеном. Кикимора - очень популярный персонаж в местной демонологии, её представляют и полевым, и домашним духом, с ней связано множество поверий, одно из которых - о влиянии кикиморы на пряжу и прядение - тесно связано со святками и Рождеством. Одежда и действие кикиморы, которой обычно наряжались девушки, вполне соответствовала её образу. На неё надевали самую рваную и грязную женскую одежду, иногда с подвешенными к поясу лаптями (д. Старина).
Петуха запрягать (д. Нижнее Чистяково).
Петух представлял собой персонаж, близкий по своему поведению и наряду, к журавлю. На него надевали вывернутую наизнанку шубу, а сверху прикрепляли картонную голову с красным гребнем и острым носом, либо давали в руки палку с забитым в неё и загнутым "вроде клюва" гвоздём или швейку. Палка и швейка служили петуху "клювом", которым он выдергивал у девушек кудель или клевал их.
Уличные шутки, шалости, озорство.
Поведение молодёжи во время святок было гораздо более раскованным, чем в иное время. В ночь под Рождество, Новый год, Крещение подросткам позволялись такие проделки, которые в иное время сошли бы за обыкновенное хулиганство. Это объяснялось представлениями о том, что "в святки нечистая сила гуляет". Разваленные поленницы, вытащенные на середину улицы опрокинутые сани, кучи рухляди, брёвен и так далее. Большое удовольствие доставляла шутникам незамысловатая забава, известная и современным детям. Привязав нитку к дверной скобе (кольцу) садились в какое - нибудь укромное местечко и начинали легонько дергать за нитку, отчего кольцо всё время постукивало о двери, как при приходе какого - либо гостя (в старых деревенских домах двери на ночь обычно запирались на задвижку и всякий путник, желавший войти в дом, оповещал хозяев о приходе постукиванием о дверь кольцом, которое одновременно служило дверной ручкой). Хозяин, проснувшись, обычно долго прислушивался: то ли ветер, то ли гость какой? Затем убедившись, что стучат в дверь, кряхтя и поругивая полуночников, слезал с печи и, выглянув в сени или подойдя к двери, спрашивал: "Хто  тамоко? Хто хрешчоный?"  Стук прекращался. Постояв немного и убедившись. что никого нет, хозяин возвращался на печь. Но не успевал и задремать. как стук снова повторялся. Так порой повторялось не один раз. В конце - концов хозяин начинал сердиться. В деревнях Удачино. Марилово "изводили хозяев" несколько иначе: делали из соломы чучело, обмотав ржаной  соломой два крест - накрест связанного шеста, ставили его к двери и. привязав к чучелу верёвку, дергали за неё, чтобы чучело "стучалось в дверь". когда разозлённый хозяин распахивал дверь, чучело падало на него, а "шалуны" убегали прочь.
Трубу морозить.
Возможность попокаститься давала неограниченные возможности для изобретательности и фантазии. О размахе деятельности шутников свидетельствует эта вот частушка:
По деревнюшке пройдём,
Чего - нибудь да сделаем.
Дров полинницю разроем,
Или мялку иссекём.
Среди множества шалостей можно выделить ещё одну группу - с замораживанием окон или труб. Кто - нибудь из молодёжи в глухую полночь забирался на крышу избы, втыкал в трубу сноп соломы, затем клал в трубу снег и заливал водой, всё это потом так замерзало, что хозяину иногда приходилось разбирать трубу. В деревне Андроново  парни засовывали в трубу ёлку. Почти повсеместно встречались случаи затыкания трубы тряпкой, пучком соломы, загораживанием дощечкой или куском стекла, веником  и тому подобным. своеобразным "запиранием" трубы было опускание туда на нитке хвостового пера, привязанного к щепке, которое, вращаясь под током идущего снизу дыма, создавало в трубе воздушную пробку, которая не позволяла дыму свободно выходить. Через несколько минут после того. как печь была растоплена, дом наполнялся клубами дыма.
Масленицу не случайно называли "катальным заговеньем", ведь катание на лошадях было важным отличительным признаком этого праздника. Сама церемония катания обставлялась в разных местах по - разному. Первое, что бросалось в глаза - это наряды участников и праздничное убранство экипажей, ведь катание на лошадях было не только развлечением, но и своеобразной демонстрацией богатства. Эта сторона была настолько значима, что те, у кого не было собственной красивой упряжи или саней, любой ценой стремились занять их у более состоятельных людей. Лошадей украшали лентами, обвешивали бубенчиками, а запрягали в пошовни (кашовки), как наиболее почётный экипаж. Чаще всего экипажи выстраивались в длинную вереницу (караван - д. Андроново) по 10 - 15 лошадей. Причём, обычно девушки катались с одним каким - либо парнем, им мог быть брат или другой молодой родственник, реже - жених.
Бобра катать или возить. Первая Масленица (д. Марилово). Ещё одним видом чествования молодожёнов, давно принявший шуточный характер, был обычай бобра катать. Он обычно совершался в последние дни Масленицы, когда молодые гостили у родителей жены - зять приезжал к тёще "на блины", реже - на свадьбе. Молодых сажали в сани и везли по всей деревне или спускали с горы, а потом требовали угощения. Устроителями катания были соседи - женатые  мужчины и женщины. В некоторых местах это право признавалось только за роднёй (д. Мякинницыно).
Устройство гор для катания. Катушка.
Для обустройства катушки клали слеги "напокат", то есть устраивали скат из нескольких параллельных жердей или брёвен, сверху скат забрасывали снегом и поливали водой. С другой стороны сруба делали лесенку (своз, трап), иногда насыпали снег и вытаптывали в нём ступеньки. Катались на санках, реже - на больших дровнях. предварительно вывернув у них оглобли. "На саночки подушку наколачивали, кто побогаче" (д. Андроново).
В Пасху красили яйца, христосовались, ходили в церковь, катали яйца. 
Евфалия Васильевна Ворошнина, 1927г. (деревня Ворошнино) рассказала следующее: 
-К Пасхе варили пиво, целую неделю не работали. В Пасху вставали в четыре часа утра, топили печь, красили яйца в луковой шелухе, стряпали, ставили самовар, пили чай, а в семь часов уходили в церковь. Брали с собой крашеные яйца, которые в церкви батюшка освящал святой водой. Первое яичко встречному отдавали, когда христосовались, сами же до вечера яиц не ели, ждали, когда солнышко закатится. Было такое поверье, что если до заката съесть яйцо, то потом будут сильно одолевать комары. Днём батюшка ходил по домам с коротким посохом со звездой, на которой были изображены лики святых. Батюшка читал молитвы, после которых жители преподносили ему подаяния, кто что давал (зерно, пиво, молоко и так далее), кто много, кто мало. В течение недели на качелях качались, ходили на пляски, на посиделки друг к другу и пили чай с листьями сушёной смородины, малины. На праздничном пасхальном столе стояли: помакушка, яичница, молоко варёное с пеной и ржаные сочни. На склоне угора к Пасхе делали деревянный лоток, по которому катали яйца не только дети, но и зрелые мужички, кто полную фуражку выкатает, а кто-то всё прокатает.
(Записано в 2002 году).
А Мария Петровна Лукина отметила такой факт, касающийся православного праздника Пасхи:
 -К Пасхе в середине деревни Кузёмкино ставили качели, народу собиралось много. Одни качались, другие бросали им на ноги мяч, они отбрасывали, а кто ловил его, тот и качался дальше. Ворошнина Евфалия Ивановна, 1913г. (деревня Большое Ворошнино) поделилась своими воспоминаниями о том, как отмечали в её деревне Спасов день: 
-В Спасов день на ходках, тарантасах (у кого они были) ездили в церковь к обедне, а потом от церкви выезжали к берегу речки Варжи, где сейчас мост под деревней Андроново, ставили лошадей в ряд, и батюшка освящал воду (раньше так и говорили, что ездили "по воду"). "По воду" ездили и в Крещенье. За ручей Водопой «спасовку» гоняли (на лошадях парни скакали через ручей), а девки стояли на берегу, и у одной из них в кармане были номерки с мужскими именами. Все присутствующие девушки подходили к ней и вытаскивали для себя номерок. Это означало, что так будут звать их суженых». Ещё Евфалия Ивановна рассказала, что наиболее почитаемым из православных праздников в деревне Большое Ворошнино был зимний Николин день (19 декабря). Этот день называли ещё пивным, так как к празднику варили пиво, заказывали родню, с которой только и гостились. Когда женились, то пировала только родня жениха и невесты. Девка ткёт, прядёт, а выйдет замуж, целый сундук раздарит.
(Записано в 2002 году).
Юлия Фёдоровна Доровицына (1916г.) из деревни Марилово рассказала про сватанье невесты:
-Парень с девушкой дружили, а потом обоюдно принимали решение соединить свои судьбы. Для начала  парень засылал сватов , а потом родственники невесты ходили смотреть дом жениха и после этого делали вывод. то есть отдать дочь замуж за этого жениха или нет. Невеста дарила всем родственникам вышитые полотенца и скатерти. Бывало и так, что невеста передумывала идти замуж за выбранного ею жениха, в таком случае жених не возвращал её подарки. А когда принималось обоюдное решение, то назначалось время смотров, свадьбы. За время до смотров невеста готовила приданое (полотенца, скатерти, полотна). В назначенное время приезжал жених, а невеста находилась в кути. А до его приезда невесту припевали, и она прощалась с матерью, отцом. Накануне свадьбы девушки (подружки) водили невесту в баню, утешали, давали советы. перед свадьбой невеста должна была обязательно поплакать. На венчание жених с невестой шли порознь, а после него - вместе. Когда после венчания приезжали к жениху, сразу же садились за стол. Невеста обязана была поклониться сычам (любопытным соседям)., а они припевали ей песню (в зависимости от поведения невесты). Вечером начиналась свадьба, на которую приглашались родственники, только связанные узами брака (неженатым парням и незамужним девушкам на свадьбе присутствовать не полагалось). Когда веселье заканчивалось, то жениха с невестой вели на подклет (спальное место). В то время коровушку выбирали по рогам, а девушку по родам (чтобы была из хорошей семьи).
(Записано в 1998 году).
Издавна наш край называли песенным.
А какие песни-то звучали,
В них было столько удали, печали.
И за стройный музыкальный лад
Наших песенниц возили в Ленинград.

В октябре 1977 года песенницы из деревень Ворошнино и Мякинницыно ездили на юбилейный этнографический концерт в город Ленинград. Их песни были записаны на граммпластинку «Фольклорный ансамбль деревень Ворошнино и Мякинницыно Вологодской области» (1979г.). Эти женщины жизнь прожили нелёгкую, но с песней никогда не расставались. «Песни-то петь — и работа легче. Спина заболит, и спину не замечаешь — поёшь», — отмечали они. 
27 октября 2011года в 18 часов  состоялся концерт народной музыки "Локальные народно-песенные традиции Вологодской области". Место проведения: Юго - Западная башня Вологодского кремля. В программе концерта были: песни. частушки, наигрыши, сказки, потешки, причитания, хороводы, записанные участниками фольклорной экспедиции Ленинградской консерватории в районах Вологодской области (1976-1977г.г.). Нельзя умолчать о том, что в программу концерта вошёл и хоровод "Веселко ты веселко". Записан в деревне Ворошнино Верхневарженского сельсовета Великоустюгского района в 1976 году участниками фольклорной экспедиции Ленинградской консервтории. Исполнители: Ворошнина Агния Фёдоровна, Ворошнина Александра Фёдоровна, Ворошнина Мария Григорьевна, Сергеева Евфалия Михайловна.
Из нашей округи старушки,
Ушки на макушке.
Со своими песнями побывали
не только в округе,
Но и в теперешнем Санкт - Петербурге.
Тем самым и Варжу прославили
И искусство своё 
нам в наследство оставили.
Валентина Павловна Буторова (1934г.) из деревни Макарово рассказала следующее: «В нашей деревне тоже жили женщины, которые очень хорошо пели: сёстры Третьяковы (Антонина Михайловна, Павла, Енафа, Мария), Белых Ольга Васильевна, Буторова Анна Петровна, Жерихина Александра Алексеевна, Ворошнина Кристина Григорьевна. С песней они не расставались ни в праздники, ни в будни. Например, во время сенокоса после трудового дня, они всегда возвращались с песнями. А деревенские ребятишки усаживались на ворота и слушали их пение, затаив дыхание. Пели женщины, в основном, русские народные песни:
-Вы не вейтеся чёрные кудри.
-Запад погас и лучи догорали.
-За дальней угрюмой рекой.
-Знаю ворон твой обычай.
-Мамашенька ругала за милого дружка.
(Записано в 2006 году).
При колхозах по окончании уборки урожая варили пиво к Октябрьским праздникам, собирались 2-3 деревни вместе и гуляли (пели песни, частушки, плясали тоже под гармонь). А когда появился клуб в деревне Мякинницыно, то вся молодёжь устремилась туда. Но и в клубе ни одно веселье не обходилось без гармонистов. При свете ламп плясали, танцевали, играли. Гармонисты поочерёдно сменяли друг друга, и переливистый звон гармошек не умолкал до утра. Надо отметить, что резко поредели ряды гармонистов в период коллективизации, во время Великой Отечественной войны и после. Ещё в 70-80 годы на территории нашего поселения можно было чаще услышать звук гармошек, на которых играли Буторов Вениамин Ильич, Васильев Василий Николаевич, Ворошнин Николай Алексеевич, Ворошнин Николай Савватиевич, Крапивин Александр Васильевич.
Нельзя умолчать и о гармонисте-самоучке Геннадии Николаевиче Баёве, который был родом из Великого Устюга. Он сам научился играть на гармони, баяне, аккордеоне. Некоторое время работал баянистом в Доме отдыха (Бобровниково). Оказавшись по воле случая на территории Верхней Варжи, он на протяжении многих лет был бессменным внештатным баянистом и гармонистом при Доме культуры. Ни одно массовое мероприятие не проходило без его участия, он мог подобрать любую мелодию на слух. И благодаря Геннадию Николаевичу, оживлённая жизнь была и у нашего Дома культуры, в котором проходили тематические вечера, концерты, посиделки, чествования тружеников села, юбиляров. Участники художественной самодеятельности плясали «Метелицу», «Восьмёрку».
Давайте, девушки, попляшем
Русскую метелицу,
Наши дроли изменяют,
Ходят в Заозерицу.

Давайте, девушки,
Восьмёрку сделаем,
Ребят не будет,
На деревню сбегаем.
До деревни до Марилова, 
Найдём парня там красивого.
Я стояла у калиточки,
Да навивала сини ниточки.
Да мимо дома проезжали некрута,
Да приоткрыла я тесовы ворота.
Да их назначили которого куда,
Да моего милого в ратнички.
Да я не знаю за каку его вину,
Да за вину его за маленьку.
Да за девчонку черношареньку.
Да черношарочке -то нечего тужить,
Четыре годика недолго отслужить.
Четыре года - не неделюшка, 
Да до свиданья, моя девушка.
С этими плясками они ездили на Дни города, смотры, фестивали.
В огородчике капуста,
Листья расшошилися.
Шире улочка раздайся,
Варжаки явилися.

И в 1987 году лауреатами Второго Всесоюзного фестиваля народного творчества в РСФСР стали: Анна Васильевна Баёва, Галина Сергеевна Васильева, Евфалия Павлиновна Ворошнина, Тамара Рафаиловна Доровицына, Александр Борисович Жерихин, Валентина Николаевна Жерихина, Галина Николаевна Осиева и Ия Феофановна Третьякова. С «Варженскими посиделками» они ездили и в соседние поселения. Например, в деревне Чернево фрагменты этих посиделок были сняты и позже показаны по центральному телевидению.
В декабре 1992 года в Верхневарженском Доме культуры проходил семинар глав администраций сельских Советов и культработников по выполнению программы "Возрожение культуры села". Показательным мероприятием были "Варженские посиделки". 
Об этом мероприятии Алекандр Валентинович Белых в своей статье "Верхняя Варжа - песенный край" написал следующее:
-Зрители как бы мысленно перенеслись в прежние времена, когда не было ни кино, ни радио, ни телевизора. Когда в долгий зимний вечер в избу к "бабке Аграфене" собирается молодёжь: посидеть, попеть, поплясать, друг на друга поглядеть. И на сцене разыгрывается настоящее красочное действо. Конечно, на газетной бумаге не передашь то, что надо видеть собственными глазами! А это стоит, действительно посмотреть!
Тут и "девицы" - шьют, и старушки прядут. Потом девушки поют по очереди частушки. А из зала входят в "избу" удалые ребята - с частушками - то какими задиристыми! Первый запевала - сам глава администрации - Александр Борисович Жерихин. Артист - то он отменный - это точно! Как, собственно, участвуют в посиделках и другие работники сельского Совета, и школы, и совхоза, не говоря о культработниках и ветеранах - педагогах.
Посиделки продолжались. "Девки" и "парни" перепевали частушками друг друга. Потом - песни хором. Затем - пляски, хороводы, снова частушки. Тут и их "козырь" - хоровод - ручеёк "Давайте, девушки, восьмёрку сделаем". Зал охнул, когда вдруг "парни" переоделись в девичьи наряды! Смеху - то было! Так и хотелось порой быть с артистами на сцене и, не удержавшись, пуститься в пляс!
Традиции народной культуры в этой местности передаются от поколения к поколению. И так приятно, что эта ниточка не прервалась - при Доме культуры действует фольклорная группа, которая участвует во всех концертах, не приезжает с пустыми руками с районных праздников. Ну и, конечно, главное в том, что здесь сохранили старинные песни, частушки - припевки, старинные обряды. Связь времён - налицо.
(Газета "Советская мысль", 1992, № 201, 25 декабря, с. 2)
Неоценимый вклад в культурную жизнь села внесла и Валентина Алексеевна Попова (учитель), которая могла петь, плясать, дирижировать и чуть-чуть играть на гармони. Она разучивала с участниками художественной самодеятельности хоровые песни и руководила хором в процессе выступления, пела сольные песни одна и дуэтом (вместе с А. В. Баёвой). Кстати, она сама сочиняла частушки, даже написала песню «Милые варжаночки», в которой есть такие строки:
Там, где солнышко встаёт,
Речка улыбается.
Здесь родной наш уголок
Варжей называется.

Припев:
Милые варжаночки,
Люди очень добрые.
Добрые и милые,
И всегда красивые.


Им не надо унывать,
Всё в руках их спорится.
В поле жать, иль песню спеть
Разве, кто угонится.


Приезжайте в гости к нам,
Если вы не верите.
Краше варженских невест
Вы нигде не встретите.

Отменной частушечницей и плясуньей была Евфалия Павлиновна Ворошнина (1941г.), которая утверждала, что научилась так плясать у Зинаиды Васильевны Поповой (Ворошниной) из деревни Большое Ворошнино. Евфалия Павлиновна очень искусно пела частушки по-варженски.

Я ещё протяжным голосом
Спою одинова.
Запою протяжным голосом,
Расстрою милого.
Она знала великое множество частушек и сама их сочиняла. Вы по-варженски сыграйте,
Мы по-варженски споём.
Верхневарженски девчоночки
Мы нигде не пропадём.

С 2000 года в нашем поселении стали проводиться Дни покинутых и исчезнувших деревень, в ходе которых излагался собранный материал из истории деревень, воспоминания старожилов, концертные номера. Активными участниками этих мероприятий были: Ворошнина Евфалия Павлиновна, Газизова Милитина Алексеевна, Жерихина Валентина Пантелеймоновна, Жерихина Нина Ивановна , Здрогова Галина  Геннадьевна, Камкина Ирина Ивановна, Осиева Галина  Николаевна, Попова Галина Акиндиновна, Попова Зоя Михайловна.
Возвращаясь к сегодняшнему дню, на ум приходят следующие строки:
А сколько было тогда гармонистов,
В каждой деревне и не по одному.
Каждый наигрывал мотив свой неистов,
Известный только ему самому.
Теперь в деревне мало кто играет,
Мелодию одну, а может две лишь только знает,
Молодёжь гармонь вообще не привлекает.
Не слышны теперь ни ворошнинские,
ни стрюковские, ни домановские наигрыши,
И не дарят парни девушкам
Узористые ландыши.

Сегодня на территории поселения живёт лишь один гармонист-самоучка Коптяев Юрий Рафаилович. Летом ещё приезжает в деревню Ворошнино Трегубов Виталий Васильевич, который радует своей игрой и пением выходцев из этих мест. А ещё гармонь звучит в деревне Мякинницыно тогда, когда появляется в родных местах Роман Ивонинский. Кстати, они с сестрой Марией написали песню «Признание в любви», которая посвящена родному верхневарженскому краю:

В краю лесов, в краю болот
Лежит родной мой уголок.
Его на карте не ищи,
Не стоит даже.
Пою признание в любви,
Признание в любви
Я Верхней Варже.
Припев:
Речка не широкая
Под угором вдаль бежит.
Что же здесь особого,
Лишь тайга кругом.
Только тянет к родине,
Моё сердце к ней спешит,
Только снится мама  мне 
На крыльце родном. 
 
Пускай сейчас я далеко,
Пускай мне будет нелегко.
Но вспомню детство в тишине я золотое,
Теплей и легче на душе,
Светлей и легче на душе 
Мне станет вскоре.
Лучшей сочинительницей частушек в нашем поселении является Здрогова Галина Геннадьевна (1949г.). Из её перечня частушек хочется выделить одну из них:

Эй, подруга, выходи,
А я уж вышла.
Верхневарженску гармонь
Даже в Туле слышно.

Эти строки вовсе не выдумка, так как наша варженская земля вскормила и вспоила немало творческих людей, обладающих тем или иным даром, в том числе и музыкальным. И судьба разбросала их по разным уголкам нашей страны, поэтому и в Туле, и в других городах живут наши земляки, которые играют и поют по-варженски.

Поливай, подруга, розу,
Поливай зелёную.
Вспомни прежние гуляночки
И жизнь весёлую.

Так пусть же эти народные традиции не забудутся в других поколениях и не перестанут звучать частушки по-варженски. А варженская земля склоняется только перед теми людьми, кто ценит свои корни, кто видит смысл жизни на ней, черпает из неё свою силу и уверенность в завтрашнем дне.
Использованные материалы:
-Российский этнограф (5). Вып. 8. Праздничная культура Вологодского края. - Ч.1: Святки и Масленица. - М., 1993. - 319с.
-Морозов И. А.,Слепцова И. С. Социорегулятивные функции игры в севернорусской крестьянской общине (19 -20в.в.). / И. А. Морозов, И. С. Слепцова //Мировоззрение и культура севернорусского населения /(отв. ред. И. В. Власова)/. - М., 2006. - с. 244 -290.
- Традиции народной культуры, проблемы изучения, сохранения и восстановления: Сборник материалов 2 Всероссийской научно - практической конференции. / М-во образ. и науки РФ, Вологод. гос. ун-т; (редкол.: Г.П. Парадовская (отв. ред. О.А. Федотовская, С.В. Балуевская). -  - Вологда: ВоГУ, 2017.- 99с.: нот, ил.
-Воспоминания жителей деревень.
 Составитель: Ворошнина Тамара Васильевна

Комментариев нет:

Отправить комментарий