Тема: «Мир частушки Верхней Варжи».
Учитель: Осиева Галина Николаевна.
Цель: формирование чувства любви к малой родине в процессе знакомства с фольклорными произведениями своей местности.
Задачи: познакомить с тематикой, художественными особенностями частушек;
сформировать интерес к русской культуре;
воспитать чувство бережного отношения к наследию предков, любовь к поэзии.
Форма: путешествие.
Оформление и оборудование: кроссворд «Жанры и виды народного
творчества», карточки с частушками, карта Верхневарженского сельсовета.
Задания: рисунки на тему «Край родной, навек любимый».
Ход урока.
В песне радость, в песне горе,
В песне и весельице.
Только в песне нахожу
Сердечку утешеньице.
Русская частушка.
1.Объявление темы.
1.Объявление темы.
Ребята, сегодня мы с вами проводим необычный урок, путешествие
«По следам фольклорной экспедиции». Чтобы узнать, чем мы будем
заниматься, необходимо разгадать кроссворд и найти ключевое слово. Нам
помогут знания по литературе.
Разгадывание кроссворда.
1.В некотором царстве, в некотором государстве... (Сказка)
2.В трех соснах заблудился. (Поговорка)
3.Ох, милка моя,
Семечко рассадно...
До сих пор неграмотна,
Разве не досадно? ( Частушка)
4.Сшит колпак не по-колпаковски. (Скороговорка)
5.Жил-был у бабушки
Серенький козлик... (Песня)
6.Рыжий красного спросил:
— Чем ты бороду красил?
— Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал! ( Дразнилка)
7.—Ладушки, ладушки! Где были?
— У бабушки.
-Что ели?
-Кашку.
— Что пили?
— Бражку. (Потешка)
8.На чужой сторонушке рад своей воронушке. (Пословица)
9.Сам с вершок, а голова с горшок. (Загадка)
— Найдите ключевое слово по отмеченным звездочкам. (Частушка)
-Значит, о чем мы будем говорить?
Учитель: Да, мы сегодня говорим о частушках. Не просто о частушках, а о тех, которые пели наши бабушки и прабабушки.
2.Слово учителя.
— А что такое частушка, кто знает?
(Частушка — это коротенькая четырехстишная (реже двух-, еще реже шестистишная) песенка).
Учитель: Частушки — особый жанр русского фольклора. Это маленькие
веселые, озорные куплеты самого различного содержания, уместные почти
на каждом народном празднике. Масленица, Пасха, Троица — ни один русский
праздник не обходился без частушек. «Маленькие да удаленькие»- говорят
о частушках, потому что в этих коротких песенках много юмора
и остроумия. Частушка — это веселая история, маленький музыкальный
рассказ. Традиционно частушки исполнялись на одну мелодию целыми сериями
во время гуляний под гармонь, балалайку, «под язык» или без
музыкального сопровождения. Появились они в России более 100 лет назад.
В то время пели их только молодые парни и девушки во время пляски,
на гулянье. В тесном кругу парни и девчонки, притопывая, под звуки
гармошки приговаривали частушки. Слово " частушка" придумал русский
писатель Глеб Успенский, до этого как только ни называли эти смешные
короткие песенки: «коротушка», «ихохошка», «тараторка», «матаня»,
«причудка».
Частушка — это поэтическая крупица народной мудрости, жемчужинка
художественного таланта народа; это миниатюрная художественная картинка,
запечатлевшая частичку нашего быта, движение человеческой души,
проявление какого-то чувства или же запечатлевшая деталь, штрих
в портрете лирического героя
Тематика частушек не поддается учету. Кажется, что она богаче
и разнообразнее самой нашей жизни. Частушка все видит и все слышит, все
хочет знать и знает. Она проникает в сокровенные мысли и чувства
создателей и исполнителей, рассказывает о тех сторонах их жизни, которых
другие жанры касались либо вскользь, либо совсем не касались. Она
сумела заглянуть в отношения людей. Частушка во все вмешивается, всему
дает оценку или выносит своеобразный приговор, фиксирует внимание
на каких-то важных бытовых деталях, дает широкую оценку определенного
исторического промежутка времени.
Как хлебороб собирает миллионы зерен в свои кладовые, чтобы ими
питаться до следующего урожая, так и фольклористы, записывая частушки
и публикуя их, формируют богатейшую кладовую духовной и культурной жизни
народа с целью ее обогащения, сохранения для потомков и, пусть
частичного, удовлетворения эстетических запросов современников.
— Кто такие фольклористы? (Специалисты по изучению фольклора)
— А зачем изучать фольклор?
Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою родину, надо
знать ее прошлое. Поэтому мы сегодня знакомимся с частушками, которые
своими корнями уходят в это прошлое и отражают настоящее нашего края.
В 1996 году в нашей школе работал экспедиционный лагерь.
Мы с ребятами обошли многие деревни, поговорили со старыми людьми
и записали частушки. Сегодня мы отправимся в путешествие по деревням,
многие из которых уже не существуют.
— А на чем поедем?
3.Заочное путешествие.
Учитель: Итак, путешествие наше начинается. Тройка подана. Садимся
поудобнее. И вот уже летим на русской тройке с лентами и колокольчиками
меж ветвистых русских красавиц берез. Мы прибыли в самую дальнюю деревню
Верхнее Чистяково.
— Какие же частушки пели здесь наши бабушки? (Исполняют две девочки)
(На партах — тексты частушек)
Все на сплаве, все на сплаве,
Все на сплаве да в лесу.
Мое личико сгорело,
Потеряло всю красу.
Мы на Пуксе-то работали,
Работа не по нам.
Восемьсот давали хлеба
И конины десять грамм.
До чего домой охота,
Так и побывала бы.
Простокваши со сметаной
Так и похлебала бы.
По походочке узнаешь:
Лесорубочка идет.
Шестисотки не хватает,
Еле ноги волокет.
— На какую тему частушки, которые мы узнали у Дежневой Евфалии Павловны?
Учитель: В военные и послевоенные годы жителей нашего сельсовета:
и мужчин, и женщин — отправляли на работу в другую местность (в Половец,
на Стрельну). Им приходилось трудиться в лесу, на сплаве леса. Поэтому
много частушек именно на эту тему.
Тройка мчится дальше. На нашем пути следующая деревня — Нижнее
Займище. Послушаем частушки, записанные здесь у Канюковой Анастасии
Максимовны.
Ягодинка изменяет,
Думает: забегаю.
Я такого разгильдяя
Из соломы сделаю.
Моя беленькая кофточка
Висит на грядочке.
Дроля, сделай-ка изменушку,
И все в порядочке.
Изменил мне — расстаемся,
Я не вяну, как трава.
Я, как розочка, алею,
Погляди-ка на меня.
Расставалися — ругалася,
Рассталася — реву.
Больше разу не расстануся
И девкам не велю.
— Какова тематика частушек? (Разлука)
— Какие выразительные средства используются в частушках? (Сравнения, эпитеты)
Учитель: Язык частушки позволял высказать самое заветное, передать свои мысли и чувства друзьям и подругам, родным и близким, напомнить любимому или любимой о своих желаниях и возможностях, назначить встречу, свидание, признаться в любви, рассказать о своих переживаниях по случаю измены ягодиночки (дроли, ухажера).
Отправляемся дальше. На нашем пути деревня Насоново. В этой деревне
мы записали у Хабаровой Зинаиды Арсентьевны интересные частушки.
Послушаем их:
Гармониста любить —
Надо чисто ходить,
Надо пудриться и мазаться
И брови подводить.
Гармониста полюбила —
Не спалася темна ночь,
Слушать на гору ходила
В два часа за полуночь.
Гармонист у нас хороший,
Гармонист у нас хорош.
Не хвалю, а сами видите:
На розочку похож.
Как гармошка заиграет,
Так и сердце заболит.
Не могу, подруга милая,
Гармонщика забыть.
— Почему так много частушек о гармонисте?
Учитель: Да, ни одна гулянка не обходилась без гармониста, без гармошки. Гармонист — почетный гость на любом празднике.
Частушки связаны с окружающей действительностью. Они создавались
в поле, на улице, во время гулянок. Частушка, как и другие жанры устного
народного творчества, отражает быт, жизненный уклад, обычаи, природу
родного края. Частушки Верхней Варжи не исключение. Вот что мы записали
в деревне Мякинницыно:
Верхня Варжа, Верхня Варжа,
Верхня Варжа — сельсовет.
В Верхней Варже, сельсовете,
Никогда веселья нет.
Верхня Варжа, Верхня Варжа,
Все угоры да пески.
Ничего-то мы не знаем,
Кроме горя и тоски.
Давай, товарочка, попляшем
Русскую метелицу.
Ягодинка изменяет,
Ходит в Заозерицу.
У милого моего
Поговорочка на «р»:
Вологодской милой области,
Совхоза «Пионер».
Председателя задролить -
Это, девушки, вопрос.
Не пойду на лесозаготовку
В эдакий мороз.
Эти частушки мы услышали от Крапивиной Милитины Александровны.
Частушку интересует все: личные отношения, трудовые будни, подвиги
и беды, культура. Большинство частушек о любви. Остановимся в деревне
Малиново и послушаем, о чем же здесь пели:
С неба звездочка упала
На траву росистую.
Дроля, я не по тебе,
Тебе надо форсистую.
Дождь идет и поливает
Тесовые крышицы.
Дроля, серенькая кепочка,
Выберу из тысячи.
Задушевная моя,
Подруга дорогая,
Ты ведь тоже, как и я,
Никем не занятая.
На сегодняшню гуляночку
Обязательно пойду.
На сегодняшней гуляночке
Дролю нового найду.
Многие частушки содержат в себе обращения.
— Какие обращения встретились вам в частушках?
На нашем пути следующая деревня — Макарово. О чем же пели здесь?
Ягодиночку-то взяли
На четыре года, ой,
Хоть и на восемь, дождуся:
Парень-то не бросовой.
Дроля в армию поехал —
Не велел ни с кем гулять.
Не найдется, дак не буду,
А найдется — не унять.
Проводила дролю в армию,
Второго на году.
Проводила бы и третьего,
Четвертого найду.
Ягодинка в Красной Армии,
Его жалеет мать.
Я жалею пуще матери:
Невесело гулять.
Проводила дролю в армию,
Закрыла ворота.
Я надела черну юбочку,
Сказали: «Сирота».
Милый стал винтовку чистить,
Вспомнил девочку меня.
Я така же одинока,
Как винтовочка твоя.
— Какова тема этих частушек? (Солдатчина)
— Как называли девушки своего любимого?
Богат и разнообразен мир частушек, но с каждым годом границы жанра
расширяются, включая в себя новые и новые темы. Современные частушки
пишутся на злобу дня. Люди, сочиняющие частушки, вкладывают в них свою
душу и сердце.
4.Рефлексия.
Вот и подошло к концу наше путешествие.
-Что для вас было открытием на сегодняшнем занятии?
— Для чего нужно знать фольклорные традиции края?
Я надеюсь, что это необычное путешествие не оставило вас равнодушными.
Самоанализ урока «Мир частушек Верхней Варжи»
Выбор темы урока очень актуален, так как в настоящее время важно
воспитать духовно-нравственную личность. Данный урок проводился
в 5 классе с целью формирования чувства любви к малой родине путем
знакомства с фольклорными произведениями своей местности (частушками).
Для реализации поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:
Для реализации поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:
Образовательная: познакомить с тематикой, а также некоторыми художественными особенностями частушек.
Развивающая: сформировать интерес к русской культуре.
Воспитательные: воспитать чувство бережного отношения к наследию предков, любовь к поэзии.
Развивающая: сформировать интерес к русской культуре.
Воспитательные: воспитать чувство бережного отношения к наследию предков, любовь к поэзии.
Содержание классного часа соответствовало поставленной цели
и задачам. Была выбрана форма проведения — заочное путешествие, которое
я назвала «По следам фольклорной экспедиции». Чтобы провести такое
мероприятие, использовала материал, собранный еще в 1996 году, когда
мы обошли многие деревни нашего поселения и встретились с жителями.
Участниками экспедиционного лагеря были собраны частушки, песни,
воспоминания старожилов.
Мероприятие связано с уроками литературы, на которых происходит
знакомство с жанрами устного народного творчества; с уроками музыки, где
дети изучают жанры народных песен. Учитывался возраст обучающихся.
Кроссворд, представленный в самом начале, вызвал оживление среди детей
и быстро был разгадан. Это помогло детям определить тему классного часа.
Ребята смогли продемонстрировать сформированные умения и навыки,
которыми они овладели на уроках литературы и музыки. Это
и выразительность, когда им пришлось прочитать некоторые частушки,
и музыкальность, когда исполняли частушки; показали красочность языка,
называя художественные особенности. Ребята с интересом отнеслись
к данному классному часу и проявили познавательную и творческую
активность.
Классный час содержал задорный и весёлый характер. Считаю, что цель его достигнута, так как в конце мероприятия обучающиеся смогли ответить на поставленные вопросы.
Классный час содержал задорный и весёлый характер. Считаю, что цель его достигнута, так как в конце мероприятия обучающиеся смогли ответить на поставленные вопросы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий