Все о Верхней Варже (Великоустюгский район Вологодской области)

Все о Верхней Варже (Великоустюгский район  Вологодской области)
Дорогие земляки!
Обращаемся к вам с огромной просьбой: для публикации на блоге поделиться воспоминаниями, фотографиями, фронтовыми письмами
и другими материалами о Верхней Варже и ее жителях.
Ждем Ваших писем по адресу: t.n.n@mail.ru Спасибо!

суббота, 13 апреля 2019 г.

История деревни Кузёмкино

Вероятнее всего, что в основе названия деревни лежит имя первого поселенца. Кстати, основой фамилии Кузёмкин послужило церковное имя Кузьма, образованное от греческого слова «косма», которое в переводе на русский язык означает «мир, порядок, мироздание», «украшение». В «Писцовой книге г. Великого Устюга и Устюжского уезда 1623-26г. г.»деревня упоминается с двойным названием: «Деревня Рововская, а Куземино тож на речке Домановице, а в ней Устюга Великого посадского человека Сеньки Пелевина половник Карпунка Родионов».
А в "Писцовой книге Устюжского уезда 1675-1683г.г." (волость Варженская) отмечено:
-деревня Рововская, а Кузёмкино тож на речке на Домановице, указан список черносошных крестьян:
Бологов,
Тиунцовы, Камкин,
Бологов.
 В «Переписи Варженской волости Южской трети Устюжского уезда 1677-78г. г.» имеются те же названия: «Деревня Рововская, а Козекино тож, на речке Домановице, а в ней крестьян: 1.Алешко Васильев Бологов. У него сын Ивашко семи лет. 2.Васька Филиппов Бологов. У него сын Васька шести лет. 3.Ермолко, Ивашко, Якушко Семёновы Тиунцовы. У Ивашка сын Митька двух лет. У них же половник Ивашко Исаков Камкин. У него сын Полуехтко». 
В "Ревизских сказках Устюжского уезда 1747г." дана информация о черносошных крестьянах по Варженской волости и по Богословскому, Никольскому приходам, в том числе и по деревне Кузёмкино: Бологов, Бологов, Тиунцов, Сакулиных. Итого: 12.
На сайте "Генеалогический форум ВГД" в разделе "Страны и регионы" помещены сведения из "Ревизских сказок 1850г." о наличии государственных крестьян в Пожаровском сельском обществе Великоустюгского уезда Усть-Алексеевской волости, есть данные и по деревне Кузёмкино: Гундерин, Бологов, Пахнёв, Сергеев.
В книге «Вологодская губерния. Список населённых мест», 1859г. отмечено, что число дворов в деревне Кузёмкино-9, мужчин-24, женщин-25, итого-49 человек. 
А в книге «Материалы для оценки земель Вологодской губернии», 1914г. помещены итоги переписи 1911 года. Есть данные и по деревне Кузёмкино, например, про возрастной состав населения деревни:
-мужчин до 1 года-5, с 1 до 6 лет-10, с 7 до 13 лет-10, с 14 до 17 лет-3, с 18 до 40 лет-21, с 41 до 60 лет-12, итого мужчин-61;
— женщин до 1 года-4, с 1 до 6 лет-14, с 7 до 13 лет-14, с 14 до 15 лет-3, с 16 до 40 лет-23, с 41 до 55 лет-6, с 56 лет и старше-3, итого женщин-67. Всего лиц общего пола-128.
Также известно, что рабочих мужчин было 32 человека, полурабочих-3, женщин рабочих-28, полурабочих-6. Хозяйств с наёмными рабочими-9, со сроковыми рабочими-1 (ими нанято рабочих-1), с подёнными рабочими-8 (ими нанято подёнщиков-52), со сдельными рабочими-2 (ими затрачено рублей-15,0). Хозяйств с грамотными-5, мужчин грамотных-5, полуграмотных-4. Наличие хозяйств со скотом-22, лошадей-23, жеребят старше 1 года-3, до 1 года-3, коров-40, быков-2, телят старше 1 года-12, до 1 года-5, овец-22, свиней-7. Хозяйств без лошади-1, с одной лошадью-21, с двумя-1, без коров-2, с одной коровой-10, с двумя-6, с тремя-3, с четырьмя и более-2. Наличие хозяйств с избами-23, изб-24, овинов-3, скатов колёсных-19, телег двухколёсных-44, четырёхколёсных-5, дровней, саней-41.
В «Клировой ведомости Варженской Николаевской церкви» за 1913 год имеются следующие данные: д. Кузёмкино (в восьми верстах от церкви), число дворов-5, мужчин-21, женщин-22, итого-43 человека. Но на самом деле (по рассказам жителей) домов и населения в этой деревне было значительно больше, так как одна часть деревни относилась к приходу Варженской Николаевской церкви, а другая (большая часть) -  к приходу церкви Иоана Богослова (Нижняя Варжа,12 вёрст от деревни Мякинницыно). По утверждению старожилов известно, что с 1930 по 1945г. г. в деревне было 25 домов (с одной избой-6, с двумя избами -13, с двумя избами и боковушкой в мостах-4, пятистенков-2), а хозяйств было 39, так как в одном доме жило по 2-3 семьи. Деревня находилась на горе, вокруг которой простиралась болотистая местность, и только с одной стороны густой стеной стоял лес. Деревня представляла собой форму сапога с каблуком (утверждали одни), валенка (другие), буквы «Г» (третьи). Окна одного порядка домов как бы смотрели в окна другого - так были построены дома. Ближе к так называемому основанию подошвы и каблуку (в центре) находилась площадь для гуляний (собраний), недалеко от которой стояла большая берёза (её так и называли - «Большая берёза», только втроём можно было её обхватить). И эта берёза была свидетелем многих любовных свиданий, признаний (этих «нет» и этих «да»). В деревне всегда царили чистота и порядок, так как лишь по великой надобности ездили на тракторах по деревне, а в обычной жизни больше в объезд. Весной и летом она утопала в зелени трав, цветов, деревьев и кустарников, посаженных руками жителей. В деревне было два гумна, бани чёрные (одна общая), находившиеся на значительном расстоянии от жилых домов, а у каждого дома - колодцы (позднее осталось лишь четыре) Над так называемым «каблуком» тоже был колодец (один из четырёх), и около него стояло точило. Поскотина (пастбище для скота) находилось на расстоянии одного километра от деревни в лесу и огорожена изгородью. Поля тоже были все огорожены. Жители деревни жили очень дружно, часто ходили друг к другу на посиделки, в ходе которых вели дружеские беседы за чашкой чая (иногда выпивали по целому самовару). Кстати, чай пили очень горячий (из блюдечек) и громко швыркали (народное выражение). Феофан Филиппович Бологов рассказал, что сначала в деревне Кузёмкино было два дома, потом приехал ещё один житель по фамилии Бологов, затем поселились Гундерины, Гладышевы, Доровицыны. До революции жили единоличными хозяйствами и занимались в основном земледелием (сеяли озимую рожь, овёс и ячмень, выращивали лён, в огородах растили брюкву, капусту, морковь, лук, чеснок, редьку, репу). Зимой мужчины готовили упряжь, телеги, сани, занимались строительством, плели лапти из бересты, корзины из ивовых прутьев, катали валенки, шили сапоги (кожу выделывали сами, а иногда покупали). В числе мастеровых людей были:
-портные: Гундерин Сергей Афанасьевич (дочь Милитина Сергеевна работала учителем), Бологов Николай Тимофеевич (отец Юрия Николаевича Бологова);
-сапожники: Бологов Александр Иванович, Бологов Марк Афанасьевич, Бологов Феофан Филиппович, Гундерин Иван Михайлович.
Шитьём и ремонтом сапог в государственной промартели  деревни Минино во время войны занимался Бологов Юрий Николаевич.
Продавцами в магазине деревни Минино работали Бологов Иван Александрович, Бологова Таисья Степановна.
А Бологов Иван Александрович (после выхода на пенсию) делал бочки, сани, лопатки (косы лопатить), дёготь, смолу и так далее.
Лапти и валенки ездили продавать в Верхнюю Шарденьгу.
Женщины же всю зиму пряли, ткали, вязали кружева на платки, юбки, платья, подвесы, шторы.
В целях взаимопомощи жители деревни часто устраивали «помочи» (помогали друг другу мыть избы, сажать картофель, пахать и сеять). В 1920 году из бедняков создали коммуну, которая просуществовала совсем немного, так как никто из её членов работать не хотел. После коммуны опять стали жить единолично, а в 30-е годы стали создавать колхозы. Сначала деревня Кузёмкино входила в состав колхоза «Северная планета», а потом в результате укрупнения был колхоз имени Красина (д. Соболево, Старина, Гора, Минино, Кузёмкино), затем был колхоз «Показатель». Первым председателем коммуны и колхоза имени Красина был Бологов Павел Александрович, который после войны со своей семьёй уехал на Сахалин. После него колхозом руководил Бологов Иван Александрович. Первоначально в колхозах пахали землю деревянными сохами, позднее появились железные плуги, а в конце 30-х годов - первые тракторы - колёсники с неудобными железными сидениями. Когда стали пахать тракторами, то урожаи резко снизились, так как землю слишком уплотняли. Во времена первых колхозов в деревне жило 173 человека, а в личных хозяйствах было 49 коров. А какие удивительные имена были у жителей деревни (словно, говорливые ручейки, они журчали и перекликались друг с другом в дружеской атмосфере деревенской жизни), например, мужские: Адам, Афанасий, Игнатий, Изосим, Леонтий, Марк, Селиверст, Тимофей, Феодосий, Феофан. А женские имена привлекают внимание своим многообразием и звучностью: Агафья, Алевтина, Анфия, Аполлинария, Евдокия, Евстолия, Евфалия, Генриетта, Глафира, Клавдия, Марфа, Миропия, Пелагея, Платонида, Таисья, Ульяна. Самые распространённые фамилии в деревне были — Бологовы и Гундерины. Первой учительницей Верхней Варжи из деревни Кузёмкино была Бологова Наталья Егоровна (в дальнейшем она работала инструктором райкома партии). Первым медицинским работником в деревне была Гундерина Глафира Ивановна, участница Великой Отечественной войны (немного работала в детском доме на Старине, а потом уехала к дяде в Алтайский край). Первый комсомолец Верхней Варжи, селькор - Бологов Афанасий Александрович (брат Павла Александровича), тоже уроженец деревни Кузёмкино. По поводу его трагической гибели есть некоторые мнения и утверждения со стороны старожилов. Одни утверждают, что он был отравлен на собрании в 1927 году, другие говорят, что его заманили в дом Гундерина Афанасия Михайловича, который впоследствии был выслан в Свердловскую область, как участник отравления. Жена его, Мария Егоровна, позднее тоже была арестована (где-то что-то сказала и за это поплатилась жизнью, так как в заключении умерла). После её ареста в доме на печи осталось трое детей. Было приказано выставить рамы в окнах (зимой), разобрать потолок (рамы выставили, а вот потолок разбирать никто не решился). Люди не оставили сирот в беде (заколотили окна досками с обеих сторон, а вовнутрь наложили пакли), в избе дети сидели с лучиной. Всем миром, как говорится, им помогали, в том числе и колхоз, поэтому бедные сироты выжили в то трудное время. Старожилы утверждают, что в доме Афанасия Михайловича была натоплена жарко печка, и Афанасий Александрович попросил пить. Воду (квас) в ковше ему подали дети Бологова Дмитрия Петровича (Николай и Александр), которые тоже были высланы в 1927 году в Алтайский край, как участники отравления. Яд им, будто бы, дал Доровицын Фёдор Антонович, работавший тогда фельдшером (арестован в 1927 году и расстрелян в 1928 году). Но прошёл слух о том, что он остался жив. Когда его дочь Нина находилась на сезонных работах, будто бы, он узнал об этом, пришёл к ней и подарил ей в подарок чулки (во время встречи оба плакали). Она никому об этом не сказала, поэтому все считали его расстрелянным. Невинной жертвой всей этой истории стала божественная женщина Пахнёва Анна Леонтьевна (жена Феодосия Михайловича). Она тоже была арестована после отравления Афанасия только потому, что рядом были дома и, будто бы, она всё видела, но ничего не сказала. А в архиве Верхневарженской основной общеобразовательной школы об Афанасии Бологове сохранились очень интересные и более полные сведения: «В деревне Кузёмкино его знал каждый, так как парень вырос у всех на глазах. Семья Бологовых ещё до революции потеряла отца-кормильца. Афоня был в семье пятым, самым маленьким. Соседи сокрушенно покачивали головами, зная, как трудно приходится Екатерине Трофимовне Бологовой прокормить ребят. А кто-то прикидывал, кого из сирот выгоднее взять в батраки. В 1924 году, когда страшная весть о смерти Ленина облетела всю страну, Бологов вступает в ряды Коммунистического Союза Молодёжи. За 12 вёрст ходит он на собрания, летом босиком, зимой в лаптях, чтобы сообща с другими » решить неотложные вопросы деревенской молодёжи«. В 1925 году он организует комсомольскую ячейку и руководит ею. Парни и девчата из Кузёмкина и ближних деревень ведут занятия в школе ликвидации безграмотности, читают вместе газеты, выпускают стенгазету «Комсомолец», выходят на комсомольские субботники. Молодого, энергичного Афоню Бологова избирают депутатом Верхневарженского сельсовета, членом райкома комсомола. Он начинает писать заметки в местную газету. Юноша пишет о самом главном, о наболевшем. Он сообщает, что в сельсовете орудуют подозрительные лица, хитростью, пришедшие к власти, что они наживаются на общественных средствах. Председатель сельсовета Гладышев имел в своём хозяйстве 6 коров, незаконно прибирал к рукам сенокосные угодья, притеснял выступавших против таких порядков. В деревне многие были недовольны пьяницей — фельдшером Доровицыным Фёдором, бравшим взятки за лечение. Об этом и писал сельский корреспондент Бологов, писал открыто, без псевдонима. В мае 1927 года Афанасия направили на работу в Лименду для организации пионерской работы. Перед отъездом он получил анонимку с угрозой «Лучше домой не езди, худо будет». Но угрозы не испугали комсомольца. За хорошую работу в Лименде ему была выделена путёвка в Ленинград. Перед поездкой в Ленинград он решил заехать домой, к родным, и сразу принялся за работу. Едет в райисполком, разыскивает одно затерянное спорное дело о сенокосе, а 14 декабря рано утром на деревенском собрании рассказывает крестьянам о том, что дело будет, наконец-то, рассмотрено в суде. Накануне в деревне проходило тайное совещание местных кулаков и подкулачников. Они решили расправиться с Афоней, распределили обязанности: фельдшер Доровицын должен достать яд, Гундерин должен влить яд в графин с водой, на случай, если Афоня захочет на собрании пить. Но затея не удалась. Тогда Гундерин решил пригласить селькора к себе домой помочь написать заявление в ГУБ (губернская земельно-устроительная контора) о мелиоративном товариществе. В избе было жарко натоплено. Афоня попросил пить. Подавая в ковше воду, Гундерин влил яд. Фельдшер Доровицын тут же зарегистрировал скоропостижную смерть и приказал схоронить. Но райком ВКП (б) и райком ВЛКСМ, товарищи Лаптев и Иванцов, и председатель райбюро Герман Калининский потребовали расследования. Труп Афони Бологова был направлен на экспертизу в Вологду, где было установлено, что Афанасий Бологов отравлен цианистым калием. Все виновники и организаторы этого убийства были найдены и сурово наказаны. Гладышев, бывший секретарь Верхневарженского сельсовета, Фёдор Доровицын, фельдшер, и кулак Гундерин из деревни Кузёмкино по решению Верховного суда СССР были приговорены к расстрелу, остальные участники были осуждены на 15 лет". Но в открытых базах данных есть сведения о том, что Афанасий Михайлович Гундерин не был расстрелян, а отбывал наказание в Карелии. В марте 1943г. (видимо, по истечении 15-летнего заключения был призван в ряды Красной Армии, а в сентябре 1944г. после тяжёлого ранения и ампутации нижней конечности был отправлен на железоплавильный завод под Екатеринбургом).
Короче говоря, по-разному сложилась жизнь многих жителей деревни. Бологов Иван Иванович работал урядником, а Бологов Игнатий Александрович, 1901г. был участником гражданской войны, в ходе которой был ранен и контужен (1920г.). В 1938г. работал начальником Ак-Мечетского РО НКВД Крымской АССР, был награждён медалью "20 лет РККА", а его сын Виталий Игнатьевич - генерал - полковник Вооружённых Сил РФ, жил в Москве (умер 30 июня 2003 года). Сын Бологова Степана Александровича, Александр Степанович, родился 6 февраля 1951 года в посёлке Сусоловка. После окончания средней школы поступил в военное училище (г. Ленинград), а потом проходил службу на различных официальных должностях (33 года). Сейчас он полковник в отставке и живёт в городе Калининграде. Очень отрадно, что он помнит о том, где берёт начало его родословная, и спустя несколько лет, Александр Степанович побывал в Верхней Варже (на малой родине своего отца). Итак, его отец, Бологов Степан Александрович родился 13 декабря 1906 года в деревне Кузёмкино. Всегда шутил, что с одного года с Л. И. Брежневым. В 1920 году был призван в армию в кавалерийский полк (город Гатчина), два года служил помощником командира кавалерийского взвода. После службы в армии работал в фельдъегерской связи (сопровождал подвижные составы, перевозящие деньги, золото, отвечал за их сохранность). В 1930 году женился на Агаповой Лидии Васильевне, вернулся в родную деревню и работал в колхозе. В 1933 году родилась дочь Валентина. А в 1941 — дочь Нина. 1 сентября 1937 года был арестован, статья обвинения — «антисоветская агитация». 5 лет отсидел в лагере (Княжпогост), валил лес. В 1942 году его отправили в город Молотовск (ныне Северодвинск) на строительство военного судостроительного завода. В феврале 1945 года всех политических отправили в город Грязовец для формирования и отправки на фронт. Погрузили в эшелон, доехали только до Польши, и кончилась война. Всё это войско расформировали, дали по медали и отправили домой. В 1949 году, забрав жену и двоих детей, Степан Александрович отправился пешком (60км) в посёлок Сусоловка на формирование образовавшегося леспромхоза, в котором потом было много его земляков, выехавших из-за невыносимых жизненных условий. Постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР от 28 июля 1976 года он был реабилитирован. 
Бологов Фёдор Маркович родился  8 ноября 1898г. в деревне Кузёмкино Усть-Алексеевского района Вологодской области. Второй секретарь Леденгского комитета ВКП (б) (август 1937г. - март 1938г.). Место жительства - с. Леденгск Вологодской области. Дата ареста: 1938.. Дата осуждения: 09.10.1938. Дата прекращения дела: 20.02.1964. По данным 7 -го фонда ЦА ФСБ: дата сессии ВК ВС: 09.10.1938. Дата расстрела: 09. 10.1938. Список от 12 сентября 1938г. (Вологодская область) - 1-я категория - РГАСПИ, ф.17, оп. 171. дело 419, лист 124.
Информация с сайта "Сталинские расстрельные списки".
Бологов Игнат Александрович (1900г.) работал оперативным работником НКВД по Усть-Алексеевскому району. В 1937 году его направили для дальнейшей работы в Крым. В 1940 году прибыл в командировку в деревню Кузёмкино, проживал у Бологовой Лидии Васильевны (около 3-х месяцев), простудился и умер от двустороннего воспаления лёгких в возрасте 40 лет. Нельзя умолчать и о трудной жизненной судьбе Бологова Феофана Филипповича, который родился 11 декабря 1910 года в деревне Кузёмкино. Отец его умер от ран, полученных в 1 мировую войну, мать умерла от голода. В семье осталось двое детей (Феофан, которому было 7 лет и его сестра 17 лет). Сестра вышла замуж и уехала, оставив брата в родительском доме одного. В наследство ему перешли числившиеся ещё сенокосные угодья и земля на полтора человека, (скота не было никакого). Сенокос мальчик отдал соседям за маленькую тёлочку, выкормил её на коровушку. Всё лето заготовлял потихоньку сено. На следующий год продал часть пожен и купил жеребёночка, которого вырастил до взрослой лошади. Вместе с животными рос сам, мужал. Только-только обзавёлся хозяйством, и тут грянула революция. Всё что он нажил нелёгким трудом, забрали в коммуну. Потом были колхозы, с которых и начали деревни редеть. В 1939 году началась война с Финляндией, и Феофана Филипповича отправили в Великий Устюг, где вместе с другими призывниками два месяца (июль-август) учили военному делу. Потом пешком отправили на железнодорожную станцию Луза, с которой увезли на станцию Токсово, где прокладывали железную дорогу (жили в землянках, находившихся в лесу). Затем перевезли в Петрозаводск (станция Голиковка), тут жили в вагонах, разгружали вагоны с грузами и переносили на склад. В конце мая Феофан Филиппович заболел, и его отправили в военный госпиталь, в котором держали 10 дней. А потом отправили в другой госпиталь (г. Минск), где лечили больше месяца. Хотели делать операцию, но собрали комиссию, обследовали и отправили домой. С Минска он ехал без шинели, дали буханку хлеба и литер (вместо билета), по которому он и добрался до Вологды. С Вологды до Лузы ехал на мотовозе, а с Лузы шли пешком с Вениамином Колотовым. Когда он пришёл домой, то снова был вызван на комиссию, которая признала его непригодным к военным действиям. Но не прошло и года, как началась Великая Отечественная война, и он был отправлен на строительство оборонительных сооружений в Вытегру, где и находился до весны. Все, кто находился на так называемых «окопах», жили в бараках, рубили будки, отпускали их в землю, закатывали камнями, а потом землёй. Кстати, были тут и земляки Феофана Филипповича. Кормили здесь плохо, давали 600г хлеба, сушёный лук и картошку. Хорошо, что в столовой работала женщина, уроженка деревни Андроново, которая подкармливала своих земляков, поэтому все они остались живы. Весной, кто выжил, отправили — кого домой, а кого на фронт. Двоих мужчин из деревни Микляево, одного из деревни Ивернево, и Феофана Филипповича отпустили домой, и всю дорогу они шли пешком«. (Из архива М. А. Медведевой). В дополнение к этому рассказу хочется добавить отрывок из воспоминаний Феофана Филипповича, в котором он отметил доброту и сердечность жителей деревни, в том числе и бескорыстность своей матери: «Однажды нашу семью посетил странник, старец, который попросил у матери кусок хлеба (дети в это время сидели за столом). Мать была в замешательстве: «Если дать ему хлеба, то дети останутся голодными». Долго думала и решила: «Ладно, мы дома, перебьёмся, а он голодный и ему надо идти» (отдала ему имеющийся хлеб). А когда странник ушёл, то мать заметила в сенях целый мешок с кусочками хлеба, которые насобирал старец. Оставил он это в знак благодарности за её чуткое сердце. После этого семья никогда не жила без хлеба». И Феофан Филиппович, оставшись в 7 лет один, тоже не испытывал недостатка в хлебе, так как люди помогали ему, чем могли. В продолжение рассказа о жителях деревни нельзя умолчать и ещё об одних Бологовых. У Тимофея Петровича Бологова (деда Юрия Николаевича) было три брата: Степан, Дмитрий, Егор. Все они жили в одном доме, так как было две избы. Степан Петрович-долгожитель деревни, он жил 101 год, а его дочь Анна Степановна (бабушка Сергея, Александра и Евгения Ворошниных) −90 лет. Кстати, у Степана Петровича было восемь дочек и один сын. Егор Петрович был божественным человеком, не был женат. Старожилы рассказали такой случай: «На деревню надвигалась страшная грозовая туча, и Егор Петрович вышел на улицу с иконой. Он очень долго и упорно молился, пока туча не миновала деревню. А молился он так громко, что было слышно в другой деревне. И когда туча прошла мимо, то за деревней целыми рядами был повален лес. Благодаря его молитвам туча обошла деревню». Геннадий Иванович Бологов рассказал, что Егору Петровичу за семена льна давали золото, которое он, будто бы, закопал в землю. Мать Юрия Николаевича, Анна Петровна, искала клад, но не нашла. По утверждению Геннадия Ивановича, клад до сих пор находится на месте бывшей деревни. По рассказам старожилов известно, что до войны в колхозе жили нормально. А в годы войны женщины, дети, старики испытали на себе непомерно тяжёлый труд, жалкое нищенское существование, лесозаготовки, лесосплавы, налоги, займы. Налог был круглый год (270л молока, 40кг мяса, 1,5ц картофеля и так далее), независимо от того, есть это у человека или нет. Многие жители деревни умерли от голода. Неоценимую помощь в сельскохозяйственном труде оказывали и подростки. Юрий Николаевич Бологов и Зинаида Васильевна Бологова были награждёны медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г. г.» и занесёны в книгу «Ветераны — труженики тыла в годы Великой Отечественной войны». Надо отметить, что из деревни Кузёмкино на фронт ушло 24 человека, а не вернулось -10. Вот их имена:
Бологов Григорий Константинович,
Бологов Иван Степанович,
Бологов Николай Тимофеевич,
Гундерин Анатолий Иванович,
Гундерин Герман Васильевич,
Гундерин Зосим Фёдорович,
Гундерин Николай Иванович (пропал без вести 14 февраля 1943г.),
Гундерин Павел Афанасьевич,

Доровицын Аркадий Сергеевич (пропал без вести 30 сентября 1941г.),
Доровицын Аркадий Фёдорович.
Вечная им память!
Первая похоронка во время Великой Отечественной войны пришла на Гундерина Анатолия Ивановича (он служил в армии, а потом началась война).
Вернулись с войны:
-Бологов Виталий Николаевич, 1924г., матрос.
-Бологов Иван Александрович, 1911г., сержант.
-Бологов Иван Иванович, 1887г., рядовой.
-Бологов Пётр Павлович, 1919г.. рядовой.
-Бологов Степан Александрович, 1906г., рядовой.
-Бологов Фёдор Илларионович, 1906г, рядовой.
-Бологов Феофан Филиппович, 1910г., рядовой.
-Гундерин Афанасий Михайлович, 1898г. (родился в д. Микляево, потом проживал в д. Кузёмкино), рядовой.
-Гундерин Василий Иванович, 1924г.., лейтенант.
-Гундерин Герман Васильевич, 1922г., гвардии сержант.
-Гундерин Иван Михайлович, 1893г., рядовой.
-Гундерин Николай Фёдорович, 1923г., младший сержант.
За мужество и отвагу боевыми наградами были награждены:
-Бологов Иван Александрович,1911г., сержант.
-Бологов Пётр Павлович,1913г., 1919г., рядовой.
-Гундерин Василий Иванович,1924г., лейтенант.
-Гундерин Герман Васильевич, 1922г., гвардии ефрейтор.
-Гундерин Николай Фёдорович,1923г., младший сержант.
 Нельзя умолчать и о том, что Бологов Иван Семёнович, 1913г.р., д. Кузёмкино, Бологов Иван Семёнович, 1913г.р., д. Кузёмкинучастник советско-финляндской войны (30.11.1939-13.03.1940г.г.), красноармеец, погиб в бою 01.01.1940г. Его имя  занесено в "Книгу памяти Вологодской области: советско-финляндская война 1939-1940г.г. - Вологда,1995.-с.42.
Источники данных: Книга памяти 1939-1940г.г., Книга памяти Вологодской области.
Гундерин Анатолий Иванович, 1914г., д. Кузёмкино, красноармеец, 2пп войск НКВД, погиб 29 января 1940г. в бою с белофиннами (информация с сайта "Память народа").
Следует также отметить, что как бы трудно ни было, жители деревни всегда находили время и для веселья. Молодые люди ходили на гулянки в деревню Ивернево, на Качаловский угор и так далее. А на пляски ходили в деревни Антоново, Селиваново (Нижняя Варжа) и у себя в деревне плясали. Зимой устраивали пляски в нежилых домах или откупали у кого-нибудь избу за определённую плату. Очень часто пляски проходили в доме Гундерина Афанасия Михайловича, его дети-сироты за плату с удовольствием пускали молодёжь на пляску. Летом плясали и в своей деревне (на площади возле большой берёзы), и в других деревнях плясали. Как только гармонь издавала первые звуки, тут же на круг выходила одна из бойких девушек, начинала плясать и петь частушки. А остальные сначала любовались ею и только потом присоединялись к ней.
На сарае Галя пляшет,
На трубе Флегон поёт.
Удивляются соседи:
"Что за музыка идёт?"
 Гармонистом в деревне слыл Бологов Геннадий Иванович. Мария Петровна Лукина рассказала о том, как молодёжь отмечала православный праздник Пасхи: «К Пасхе в середине деревни ставили качели, народу собиралось много. Одни качались, другие же бросали им на ноги мяч, который они отбрасывали, а кто ловил его, тот и качался дальше». В колхозе, когда заканчивали уборку, варили пиво или брагу и всей деревней гуляли. Медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» были награждены Бологов Юрий Николаевич и Бологов Иван Александрович. Кстати, Иван Александрович был занесён ещё и в «Книгу трудовой славы совхоза «Пионер», куда были помещены имена передовиков сельскохозяйственного производства в связи с 100-летием со дня рождения В. И. Ленина. Под фотографией Ивана Александровича есть такая запись: «Бологов Иван Александрович-рабочий пенсионер. Заработал за 1969 год 1028 рублей, а на 1 апреля 1970 года его заработок составил 296 рублей». 
Третьякова (Бологова) Ия Феофановна была награждена нагрудными знаками: "Лауреат 2 Всесоюзного фестиваля народного творчества в РСФСР" (1987г.), "За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 г."
 Самой последней в деревне Кузёмкино родилась у Юрия Николаевича Бологова дочь Татьяна, ей было три года, когда семья переехала в деревню Мякинницыно. В 1967 году в деревне было 7 хозяйств, в которых проживало 24 человека. Старожилами деревни были: Гундерина Анастасия Ивановна (1897г.), Елфимова Ольга Яковлевна (1890г.). Невыносимые жизненные условия вынудили жителей покидать насиженные места и уезжать в поисках лучшей жизни. Постепенно деревня начала редеть, дома стали оставаться пустыми. А потом и дома стали исчезать, в основном, на дрова. Последним из деревни выехал Бологов Иван Александрович (1971г.) В деревне тогда ещё оставалось четыре дома. Жители разъехались в разные города и сёла России, а в Верхней Варже осталось не более 5-6 человек. В 1974 году деревню начали интенсивно готовить к распашке, варварски выворачивали деревья и кустарники, посаженные жителями деревни. Не устояла и большая берёза. Распахали деревню в 1975 году, поэтому нет больше здесь деревни, не поют в ней петухи, не звучат людские голоса, не скрипят колодцы, не осталось даже ям от погребов. Деревня исчезла с лица земли, но она не исчезнет никогда из памяти людей, родившихся, выросших, живших когда-то в ней. Мария Петровна Лукина, прожившая в деревне Кузёмкино 25 «голодных и холодных» лет, написала про свою малую родину следующие строчки:
Деревенька моя, деревенька Кузёмкино,
Далеко средь лесов затерялась;
Ни кола, ни двора - только имя её -
Угору досталось.
Не пойму, почему я во сне (и частенько),
Отвернусь лишь назад - оживёт деревенька.
Слышу, как пастухи стадо с пастбища гонят,
А с высокой горы отыщу быстрым взглядом
Я родительский дом и пойду лёгким шагом.
На столе - олебашки с травой из гнилушек -
Это слаще малины явства.
Они жизнь нам спасли,
И дороже любого богатства.
В топке русской печи допревают в загнётке
Деревенский суп - рататуй и паренки - конфетки.
Вечерком всей гурьбой соберёмся в горохе на ужин.
Они умерли все, но живыми их вижу!
Деревенька моя, деревенька Кузёмкино,
Далеко средь лесов затерялась:
Ни кола, ни двора - только имя её -
Навечно угору осталось...
4 августа 2000 года впервые был проведён День исчезнувшей деревни Кузёмкино.


Об истории деревни рассказали: Бологов Феофан Филиппович,
Лукина Мария Петровна.

Материал подготовила: Ворошнина Тамара Васильевна














.

2 комментария:

  1. Мой дед Павел Александрович Бологов похоронен на Сахалине, бабушка Бологова Глафира Акимовна похоронена в г. Кеми, Карелия.Моя мама Зинаида Павловна Бологова 1933г.р. ( Носова) умерла тоже в Кеми в 2010.Имена семьи Болова Алесандра Ивановича ( Степана, Игната) слышала от мамы. Впервые узнала много нового о родственниках.Знаю, что уехала семья Павла Алесанровича на Сахалин , но не в 1941 . а позже. Уже после войны. Там сейчас живет Людмила Павловна, сестра мамина. Ей будет 89 лет.

    ОтветитьУдалить