Все о Верхней Варже (Великоустюгский район Вологодской области)

Все о Верхней Варже (Великоустюгский район  Вологодской области)
Дорогие земляки!
Обращаемся к вам с огромной просьбой: для публикации на блоге поделиться воспоминаниями, фотографиями, фронтовыми письмами
и другими материалами о Верхней Варже и ее жителях.
Ждем Ваших писем по адресу: t.n.n@mail.ru Спасибо!

вторник, 29 января 2019 г.

Вспомним прежние гуляночки и жизнь весёлую.

Издавна русский народ умел не только хорошо трудиться, но и отменно веселиться. Народная мудрость гласит: «Голь на выдумки хитра». И это действительно так, ведь раньше простые люди сами сочиняли песни, частушки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки, придумывали забавы и развлечения для организации своего досуга. И эти народные традиции, обычаи представляют собой уникальную живительную силу, соединяющую далёкое прошлое с настоящим. Вспоминая прошлые годы, старожилы из нашего поселения Верхневарженское отмечают, что в прежние годы деревенские люди работали не покладая рук (особенно тогда, когда жили ещё единоличными хозяйствами), но находили время и для развлечений. Время для отдыха и веселья обычно выпадало на православные праздники, в которые раньше не работали. Основным истинно народным музыкальным инструментом в то время была гармонь, которая всегда находилась рядом с народом (в минуты радости и печали, в годины тяжёлых испытаний). А люди, умеющие играть на гармони, стояли в особом ряду.
Гармонист, гармонист,
В кухне поварёшка.
Не бывать тебе в народе,
Кабы не гармошка.


К гармонистам в те времена относились с большим почтением, уважением. А девушки стремились выбрать дролю, непременно  игрока, и сочиняли про него частушки:
 
Гармонист, гармонист,
Не смотри глазами вниз.
Смотри прямо на меня,
Завлекать буду тебя.

Золотые ваши рученьки,
Серебрянна игра.
Кабы знала, повстречала
Среди полюшка тебя.


Гармонисты были востребованы на всех народных праздниках и гуляниях, в том числе и на плясках, которые устраивались в зимнее время и проходили то в одной деревне, то в другой. Для этой цели парни откупали дома за определённую плату. Мария Константиновна Обухова, проживавшая в деревне Гора, рассказала об этих плясках следующее:
 -Ох, и весело было! Отец держал нас в строгости и не всегда отпускал на пляски. Каждый раз приглашал к себе в дом Федюню из деревни Соболево и просил узнать его, где будет очередная пляска. А Федюня говорил очень плохо, пропускал целые буквы. Вот однажды отец спросил его: «Где сегодня будет пляска?» Федюня ответил: «Там пяска будет, где кутьку хлебают», то есть кутью хлебают (Мякинный Погост). А в другой раз он сказал, что «пяска будет, где косок деут» (кошек дерут), то есть в деревне Марилово. Вот раз мы попросились у отца сходить на пляску, а он нам сказал: «Федюня забегал, за всех вас сходил, никуда не пойдёте. А Великонида Николаевна Жерихина из деревни Антушево поделилась следующими воспоминаниями: 
 -В Рождество пляски продолжались целую неделю. На плясках плясали «Метелицу», маленькую и большую восьмёрки, играли в "Номерки«, в «Суседушка». Суть игры в «Суседушка» заключалась в том, что ведущие (парень и девушка) рассаживали девушек и парней на лавках. Посадят и пойдут спрашивать парней о том, что будут ли они менять девушек, которые сидят рядом с ними. Если парню не нравилась девушка, то он говорил: «Меняю!», и называл имя девушки, с которой бы хотел сидеть рядом. Иногда получалось так, что двум или трём парням нужна была одна и та же девушка. Тогда выбор был за ней, кто ей больше нравился, к тому парню она и садилась. Так и сидели до утра. Многих девушек разбирали сразу, а некоторые всю ночь ходили на променках, никому их не надо было. 
На пляски в деревню Антушево собиралась молодёжь не только из наших окрестных деревень, но и из других мест, например, приезжали на лошадях парни с девками с Верхней Шарденьги. Случались и драки, в ходе которых парни били лампы, а девки убегали в куть. Потом варженские парни стали умнее, лампы ставили на трубку, лошадей у гостей выпрягали (шардежане устроят драку и в сани) или отцепляли одну вожжу, поэтому лошадь начинала крутиться кругом и далеко на ней было не уехать, ещё лестницу разбирали, драчуны кувырком валились один за другим. Даже бабы ходили смотреть пляски. 
В Масленицу в деревню Антушево съезжались девки в гости к родне, к соседям тоже на целую неделю. Потом приходили, приезжали парни на лошадях и откупали избу. Кто похуже жил, тот и пускал молодёжь на пляски за определённую плату, которую девки собирали с парней. Чаще всего собирались у Федосьи. До четверга парни успевали нарубить брёвен для катушки, заваливали их снегом, поливали водой, по бокам жерди клали, чтобы санки не съезжали мимо. Катушку устраивали под деревней Соболево. В четверг ездили за зятьями, а в пятницу, субботу и воскресенье - на катушку. Красивое получалось зрелище, так как кони были наряжены, девки в разноцветных шёлковых платках.
Милитина Александровна Крапивина (родом из деревни Малиново) вспомнила такой случай:
-Однажды во время пляски в дом забежали парни из деревни Марилово, один из них ударил чем - то по лампе, стекло разбилось, и наступила темнота. Все, кто здесь присутствовал, сразу же разбежались. А два парня, откупившие дом, от испуга спрятались там, где пришлось (один - за печкой, второй - в подвале).
А жители деревни Нижнее Чистяково в свой престольный праздник (Преображение Господне) 19 августа выходили всей деревней на пожню возле речки Варжи и устраивали пляску. Потом эту пожню так и прозвали «Плясунья». Александра Изосимовна Сергеева рассказала, что в Нижнем Чистякове были и свои гармонисты, виртуозами считались братья Колотовы (Александр Васильевич и Ириней Васильевич). Они не только хорошо играли на гармони, но и сами их делали. В доме у них для этой цели была специальная изба. Лучшим игроком считался Александр Васильевич. А когда братья играли, то девки просто замирали.

Верхневарженска игра
По лесу раздавалася,
Как играет хорошо,
Стояла любовалася.


Делал гармони и Пашинский Василий Алексеевич, выходец из деревни Малиново (у него была своя мастерская по изготовлению гармоней), а жил он в городе Ярославль.
Старожилы отмечают, что «как гармошка заиграет, аж душа радовалась, ноги сами пускались в пляс, а частушки рвались наружу».


Мы с подругой с уговору,
Вышли на крылечико.
Верхневарженска взыграла,
Резнуло сердечико. 


Ангелина Алексеевна Илатовская (Соболева), жившая в деревне Соболево, вспомнила следующее: «Подражая взрослым, мы, будучи детьми, очень часто пели свои местные припевки, под которые и плясали:


Возле Митина деревня есть,
Да возле Митина деревня есть.
Биричёво возле Митина стоит,
Да Биричёво возле Митина стоит.
Косарёво на Осиево глядит,
Да Косарёво на Осиево глядит.
На Насонове-то новые весы,
Да на Насонове-то новые весы.
На Насонове-то Фула есть,
Да на Насонове-то Фула есть и так далее".


С особой теплотой и нежностью старожилы вспоминают прежние гулянки, на которых тоже верховодили гармонисты. Гулянки проходили только в летнее время на лоне природы, гуляли не только в своей местности, но и за её пределами. Особенно запомнились гуляния, проходившие за деревней Ивернево (Нижняя Варжа), где молодые люди ходили по дороге, ведущей в сторону Заимки Варженской, пели песни, частушки:

Мало, мало интересу,
Мало интересику.
Иверенские гуляночки
Темнее лесику.


По поводу этих гулянок Мария Петровна Лукина из деревни Кузёмкино поделилась следующими воспоминаниями: -На гулянки приходила молодёжь из разных мест. Среди всех выделялся гармонист Ренислав из Теплогорья. Он чувствовал себя атаманом, крутым парнем, ходил всегда с подростками, у которых в руках были колья, так как драки в то время были не редкостью. 
Об этих столкновениях (драках)  написано в книге Морозова И. А., Слепцовой И.С. Социорегулятивные функции игры в севернорусской крестьянской общине (19 - 20 в.в.) - М., 2006г.
-На Верхней Варже Великоустюгского района традиционно враждовали двух сельсоветов: Верхневарженского, жители которого пользовались репутацией "пошехонцев" и Теплогорского, который считался более цивилизованнным, так как мужчины там занимались отхожими промыслами. Драки между ними происходили во время масленичных катаний и на летних гулянках. 
"Ну, вот когда йиздили на "катушку", там сельсовет на сельсовет нападали. На наших варжаков нападало Теплогорье. Да. Теплогорьяна были. Оне в лесу жили, вот там де ка и на сплав ходили, оне всегда наступали на варжаков. Варжаков как щитали, значит, глупенькими... Теплогорьё ребята были драчуны, оне всегда нападали на Варжу. Ну, давали варжаки отпор... А всё равно в другую масленицю опять все поедут, соберуцця, опять не бояцця йих. "Мы дадим, - говорят, йим отпор!" Ну, были такие праздники, когда на гулянки ходили вот, дак, вот на гулянках тоже бывали драки. Это "схожая братья" - сойдуцця, значит, и вот не поладят што - то  и начнут драцця".
(Колотова В. П., деревня Верхнее Чистяково).
Валентин Павлович Подволоцкий из деревни Андроново рассказал. что мальчишки его возраста (6, 7кл.) ходили на гулянки в прогон у деревни Ивернево. А ходили туда через Митихино, Макарово, Стрюково, Малиново, Кекуро. По прогону гуляли девки и парни. На эти гулянки являлась молодёжь из Верхней Шарденьги (Липовца), Тепогорья, Шасски.
 
Шардюки ребята злые,
Шассяна отчаянные.
Верхневарженски ребята
Тоже не печальные. 
 
На гулянках часто случались драки. Мы, мальчишки - подростки, смотрели на эти драки, подставляли колья. Запомнились даже некоторые частушки:

Атаман идёт вперёд, 
Сзади всё подросточки.
Атаман сказал : "Работай!"
Засверкали тросточки.

По головке двухфунтовка
 Прокатилася.
Моя белая рубаха
Кровью окатилася.

На гулянки ходили и в деревню Митино, на Качаловский угор (Нижняя Варжа).

На Качалово ходили
Ничего не прибыло,
Только ноги наломали,
Да ботинок убыло.


А на нашей верхневарженской земле в Петров день гуляли от Смольникова до Старины (до кудреватой сосны, которую можно было обнять лишь втроём, крона у неё была как шапка, потом её срубили на смолу). Леса поблизости в то время не было, поэтому взору открывался простор лугов и пашен. Здесь тоже молодые люди ходили по дороге, жгли костры. Девки ходили в цветастых платках и со своими гармонистами, пели песни, частушки:


На гуляночку ходила,
Наругал меня отец.
На работушку ленива,
А гулять так молодец.

На эту гулянку приходили и такие маститые гармонисты, как Камкин Ксенофонт Фёдорович из деревни Насоново. Он даже ездил на соревнования гармонистов в город Великий Устюг. А жители этой же деревни Камкин Кузьма Ефимович и Камкин Григорий Васильевич не только хорошо играли на гармони, но и мастерски плясали, поэтому ездили на соревнования плясунов. Кстати, Григорий Васильевич Камкин-отец Татьяны Лебедевой и Зои Угловской, известных работников культуры в городе Великом Устюге. Татьяна Григорьевна, заслуженный работник культуры РФ, на протяжении многих лет является бессменным руководителем народного ансамбля русской песни «Горница». К тридцати произведениям местных авторов она написала музыку, в том числе и на стихи А. В. Белых («Русская банька», «Морозец нравится», «Устюжанки-устюжаночки», «Я приеду домой»). Татьяна Григорьевна виртуозно играет на гармони, баяне, а своим пением завораживает слушателей. Её сестра Зоя Григорьевна, хореограф-постановщик многих коллективов («Устюжаночка», «Играньице», «Горница», «Родники», " Синтетюриха«, «Барабушка», «Веретенце», «Жаворонушки»). Она ставит танцы и пляски, поёт в ансамблях «Горница» и «Синтетюриха», изучает и обобщает местный материал по народной культуре. Отрадно, что творческий музыкальный дар отца передался и его дочерям. На гулянки ходили и под деревню Андроново (уклон у речки Варжи под церковью).


На гуляночку пошёл,
Мне наказывала мать:
На тебя ребята сердятся,
Возьми с собой ухват.


В Троицын день и в Духов молодёжь собиралась на гулянки под деревню Ворошнино (на пожне у речки Варжи). В то время это была самая большая деревня в нашей местности. И не зря она называлась Большое Ворошнино, так как по сведениям переписи 1911 года и данных «Клировой ведомости Варженской Николаевской церкви» за 1913 год известно, что в этой деревне было изб-51, число населения-301 (теперь в зимнее время живёт два человека). Из-за нехватки земли часть жителей отделилась на хутор, получивший название Малое Ворошнино. При коллективизации деревня Большое Ворошнино составляла один колхоз «Ворошнино», в котором было три бригады. А раз деревня была многолюдной, то и гармонистов хватало, один лучше другого. Во время гулянок парни и девушки ходили парами и плясали «Метелицу», большую и малую восьмёрки, жгли костры, и девушки подходили к тому костру, где находились их дроли. Популярной была игра в «Бутылочку» с выкупом. Садились в круг, в центре ведущий крутил бутылку. Напротив кого она останавливалась, тот должен был поцеловать ведущего и потребовать за поцелуй выкуп (конфету, пряник, деньги). Если у ведущего ничего не было, то он мог откупиться песней, загадкой. Но загадку он должен был загадать тому, кто просил с него выкуп. Если же играющий не отгадывал загадки, то ведущий целовал его и требовал с него выкуп (если девушка-платок, ленту и так далее). Если играющий не хотел целоваться с ведущим, то ему приходилось откупаться. Бывали и драки, только колья летели (озорная тогда была молодёжь и драчунов хватало).


Раньше весело гуляли,
А теперь онизились.
Ворошнинские гуляночки
Во сне привиделись.


В другие православные праздники, например, в Рождество, жители деревень гадали, проказили, наряжались ряжеными, ходили по домам и получали угощения. В Масленицу пекли блины, катались на катушке в своей деревне, а в субботу и воскресенье на принаряженных лошадях ездили на катушку под деревню Малиново. Головным убором девушек были разноцветные шали, которые бросались в глаза каждому встречному. Ещё «бобра катали» (брачную пару, жившую первый год, катали на санях и просили с них угощение). В Пасху красили яйца, христосовались, ходили в церковь, катали яйца. 
Евфалия Васильевна Ворошнина (деревня Ворошнино) рассказала следующее: 
-К Пасхе варили пиво, целую неделю не работали. В Пасху вставали в четыре часа утра, топили печь, красили яйца в луковой шелухе, стряпали, ставили самовар, пили чай, а в семь часов уходили в церковь. Брали с собой крашеные яйца, которые в церкви батюшка освящал святой водой. Первое яичко встречному отдавали, когда христосовались, сами же до вечера яиц не ели, ждали, когда солнышко закатится. Было такое поверье, что если до заката съесть яйцо, то потом будут сильно одолевать комары. Днём батюшка ходил по домам с коротким посохом со звездой, на которой были изображены лики святых. Батюшка читал молитвы, после которых жители преподносили ему подаяния, кто что давал (зерно, пиво, молоко и так далее), кто много, кто мало. В течение недели на качелях качались, ходили на пляски, на посиделки друг к другу и пили чай с листьями сушёной смородины, малины. На праздничном пасхальном столе стояли: помакушка, яичница, молоко варёное с пеной и ржаные сочни. На склоне увала к Пасхе делали деревянный лоток, по которому катали яйца не только дети, но и зрелые мужички, кто полную фуражку выкатает, а кто-то всё прокатает.
 А Мария Петровна Лукина отметила такой факт, касающийся православного праздника Пасхи:
 -К Пасхе в середине деревни Кузёмкино ставили качели, народу собиралось много. Одни качались, другие бросали им на ноги мяч, они отбрасывали, а кто ловил его, тот и качался дальше. Ворошнина Евфалия Ивановна (деревня Ворошнино) поделилась своими воспоминаниями о том, как отмечали в её деревне Спасов день: 
-В Спасов день на ходках, тарантасах (у кого они были) ездили в церковь к обедне, а потом от церкви выезжали к берегу речки Варжи, где сейчас мост под деревней Андроново, ставили лошадей в ряд, и батюшка освящал воду (раньше так и говорили, что ездили по воду). По воду ездили и в Крещенье. За ручей Водопой «спасовку» гоняли (на лошадях парни скакали через ручей), а девки стояли на берегу, и у одной из них в кармане были номерки с мужскими именами. Все присутствующие девушки подходили к ней и вытаскивали для себя номерок. Это означало, что так будут звать их суженых». Ещё Евфалия Ивановна рассказала, что наиболее почитаемым из православных праздников в деревне Ворошнино был зимний Николин день (19 декабря). Этот день называли ещё пивным, так как к празднику варили пиво, заказывали родню, с которой только и гостились. Когда женились, то пировала только родня жениха и невесты. Девка ткёт, прядёт, а выйдет замуж, целый сундук раздарит. 
Юлия Фёдоровна Доровицына из деревни Марилово рассказала про сватанье невесты:
-Парень с девушкой дружили, а потом обоюдно принимали решение соединить свои судьбы. Для начала  парень засылал сватов , а потом родственники невесты ходили смотреть дом жениха и после этого делали вывод. то есть отдать дочь замуж за этого жениха или нет. невеста дарил всем родственникам вышитые полотенца и скатерти. Бывало и так. что невеста передумывала идти замуж за выбранного ею жениха, в таком случае жених не возвращал её подарки. А когда принималось обоюдное решение, то назначалось время смотров, свадьбы. За время до смотров невеста готовила приданое (полотенца, скатерти, полотна). В назначенное время приезжал жених, а невеста находилась в кути. А до его приезда невесту припевали, и она прощалась с матерью, отцом. Накануне свадьбы девушки (подружки) водили невесту в баню. утешали, давали советы. перед свадьбой невеста должна была обязательно поплакать. На венчание жених с невестой шли порознь, а после него - вместе. Когда после венчания приезжали к жениху, сразу же садились за стол. Невеста обязана была поклониться сычам (любопытным соседям)., а они припевали ей песню (в зависимости от поведения невесты). Вечером начиналась свадьба, на которую приглашались родственники, только связанные узами брака (неженатым парням и незамужним девушкам на свадьбе присутствовать не полагалось). Когда веселье заканчивалось, то жениха с невестой вели на подклет (спальное место). В то время коровушку выбирали по рогам, а девушку по родам (чтобы была из хорошей семьи).
Издавна наш край называли песенным.

А какие песни-то звучали,
В них было столько удали, печали.
И за стройный музыкальный лад
Наших песенниц возили в Ленинград.


В октябре 1977 года песенницы из деревень Ворошнино и Мякинницыно ездили на юбилейный этнографический концерт в город Ленинград. Их песни были записаны на граммпластинку «Фольклорный ансамбль деревень Ворошнино и Мякинницыно Вологодской области» (1979г.). Эти женщины жизнь прожили нелёгкую, но с песней никогда не расставались. «Песни-то петь — и работа легче. Спина заболит, и спину не замечаешь — поёшь», — отмечали они. 
27 октября 2011года в 18 часов  состоялся концерт народной музыки "Локальные народно-песенные традиции Вологодской области". Место проведения: Юго - Западная башня Вологодского кремля. В программе концерта были: песни. частушки, наигрыши, сказки, потешки, причитания, хороводы, записанные участниками фольклорной экспедиции Ленинградской консерватории в районах Вологодской области (1976-1977г.г.). Нельзя умолчать о том, что в программу концерта вошёл и хоровод "Веселко ты веселко". Записан в деревне Ворошнино Верхневарженского сельсовета Великоустюгского района в 1976 году участниками фольклорной экспедиции Ленинградской консервтории. Исполнители: Ворошнина Агния Фёдоровна, Ворошнина Александра Фёдоровна, Ворошнина Мария Григорьевна, Сергеева Евфалия Михайловна.
 
Из нашей округи старушки,
Ушки на макушке.
Со своими песнями побывали
не только в округе,
Но и в теперешнем Санкт - Петербурге.
Тем самым и Варжу прославили
И искусство своё 
нам в наследство оставили.

Валентина Павловна Буторова из деревни Макарово рассказала следующее: «В нашей деревне тоже жили женщины, которые очень хорошо пели: сёстры Третьяковы (Антонина Михайловна, Павла, Енафа, Мария), Белых Ольга Васильевна, Буторова Анна Петровна, Жерихина Александра Алексеевна, Ворошнина Кристина Григорьевна. С песней они не расставались ни в праздники, ни в будни. Например, во время сенокоса после трудового дня, они всегда возвращались с песнями. А деревенские ребятишки усаживались на ворота и слушали их пение, затаив дыхание. Пели женщины, в основном, русские народные песни:
-Вы не вейтеся чёрные кудри.
-Запад погас и лучи догорали.
-За дальней угрюмой рекой.
-Знаю ворон твой обычай.
-Мамашенька ругала за милого дружка.
При колхозах по окончании уборки урожая варили пиво к Октябрьским праздникам, собирались 2-3 деревни вместе и гуляли (пели песни, частушки, плясали тоже под гармонь). А когда появился клуб в деревне Мякинницыно (1954г.), то вся молодёжь устремилась туда. Но и в клубе ни одно веселье не обходилось без гармонистов. При свете ламп плясали, танцевали, играли. Гармонисты поочерёдно сменяли друг друга, и переливистый звон гармошек не умолкал до утра. Надо отметить, что резко поредели ряды гармонистов в период коллективизации, во время Великой Отечественной войны и после. Ещё в 70-80 годы на территории нашего поселения можно было чаще услышать звук гармошек, на которых играли Буторов Вениамин Ильич, Васильев Василий Николаевич, Ворошнин Николай Алексеевич, Ворошнин Николай Савватиевич, Крапивин Александр Васильевич. Нельзя умолчать и о гармонисте-самоучке Геннадии Николаевиче Баёве, который был родом из Великого Устюга. Он сам научился играть на гармони, баяне, аккордеоне. Некоторое время работал баянистом в Доме отдыха (Бобровниково). Оказавшись по воле случая на территории Верхней Варжи, он на протяжении многих лет был бессменным внештатным баянистом и гармонистом при Доме культуры. Ни одно массовое мероприятие не проходило без его участия, он мог подобрать любую мелодию на слух. И благодаря Геннадию Николаевичу, оживлённая жизнь была и у нашего Дома культуры, в котором проходили тематические вечера, концерты, посиделки, чествования тружеников села, юбиляров. Участники художественной самодеятельности плясали «Метелицу», «Восьмёрку».


Давайте, девушки, попляшем
Русскую метелицу,
Наши дроли изменяют,
Ходят в Заозерицу.
 
Давайте, девушки,
Восьмёрку сделаем,
Ребят не будет,
На деревню сбегаем.
До деревни до Марилова, 
Найдём парня там красивого.
Я стояла у калиточки,
Да навивала сини ниточки.
Да мимо дома проезжали некрута,
Да приоткрыла я тесовы ворота.
Да их назначили которого куда,
Да моего милого в ратнички.
Да я не знаю за каку его вину,
Да за вину его за маленьку.
Да за девчонку черношареньку.
Да черношарочке -то нечего тужить,
Четыре годика недолго отслужить.
Четыре года - не неделюшка, 
Да до свиданья, моя девушка.

С этими плясками они ездили на Дни города, смотры, фестивали.


В огородчике капуста,
Листья расшошилися.
Шире улочка раздайся,
Варжаки явилися.


И в 1987 году лауреатами Второго Всесоюзного фестиваля народного творчества в РСФСР стали: А. В. Баёва, Г. С. Васильева, Е. П. Ворошнина, Т. Р. Доровицына, А. Б. Жерихин, В. Н. Жерихина, Г. Н. Осиева и И. Ф. Третьякова. С «Варженскими посиделками» они ездили и в соседние поселения. Например, в деревне Чернево фрагменты этих посиделок были сняты и позже показаны по центральному телевидению. Неоценимый вклад в культурную жизнь села внесла и Валентина Алексеевна Попова (учитель), которая могла петь, плясать, дирижировать и чуть-чуть играть на гармони. Она разучивала с участниками художественной самодеятельности хоровые песни и руководила хором в процессе выступления, пела сольные песни одна и дуэтом (вместе с А. В. Баёвой). Кстати, она сама сочиняла частушки, даже написала песню «Милые варжаночки», в которой есть такие строки:


Там, где солнышко встаёт,
Речка улыбается.
Здесь родной наш уголок
Варжей называется.
 
Припев:
Милые варжаночки,
Люди очень добрые.
Добрые и милые,
И всегда красивые.


Им не надо унывать,
Всё в руках их спорится.
В поле жать, иль песню спеть
Разве, кто угонится.


Приезжайте в гости к нам,
Если вы не верите.
Краше варженских невест
Вы нигде не встретите.


Отменной частушечницей и плясуньей была Евфалия Павлиновна Ворошнина, которая утверждала, что научилась так плясать у Зинаиды Васильевны Поповой (Ворошниной) из деревни Ворошнино. Евфалия Павлиновна очень искусно пела частушки по-варженски.


Я ещё протяжным голосом
Спою одинова.
Запою протяжным голосом,
Расстрою милого.

Она знала великое множество частушек и сама их сочиняла.

Вы по-варженски сыграйте,
Мы по-варженски споём.
Верхневарженски девчоночки
Мы нигде не пропадём.


С 2000 года в нашем поселении стали проводиться Дни покинутых и исчезнувших деревень, в ходе которых излагался собранный материал из истории деревень, воспоминания старожилов, концертные номера. Активными участниками этих мероприятий были: Ворошнина Е. П., Газизова М. А., Жерихина В. П., Жерихина Н. И. , Здрогова Г. Г., Камкина И. И., Осиева Г. Н., Попова Г. А., Попова З. М. Возвращаясь к сегодняшнему дню, на ум приходят следующие строки:


А сколько было тогда гармонистов,
В каждой деревне и не по одному.
Каждый наигрывал мотив свой неистов,
Известный только ему самому.
Теперь в деревне мало кто играет,
Мелодию одну, а может две лишь только знает,
Молодёжь гармонь вообще не привлекает.
Не слышны теперь ни ворошнинские,
ни стрюковские, ни домановские наигрыши,
И не дарят парни девушкам
Узористые ландыши.


Сегодня на территории поселения живёт лишь один гармонист-самоучка Коптяев Юрий Рафаилович. Летом ещё приезжает в деревню Ворошнино Трегубов Виталий Васильевич, который радует своей игрой и пением выходцев из этих мест. А ещё гармонь звучит в деревне Мякинницыно тогда, когда появляется в родных местах Роман Ивонинский. Кстати, они с сестрой Марией написали песню «Признание в любви», которая посвящена родному верхневарженскому краю:
 
В краю лесов, в краю болот
Лежит родной мой уголок.
Его на карте не ищи,
Не стоит даже.
Пою признание в любви,
Признание в любви
Я Верхней Варже.
 
Припев:
Речка не широкая
Под угором вдаль бежит.
Что же здесь особого,
Лишь тайга кругом.
Только тянет к родине,
Моё сердце к ней спешит,
Только снится мама  мне 
На крыльце родном. 
 
Пускай сейчас я далеко,
Пускай мне будет нелегко.
Но вспомню детство в тишине я золотое,
Теплей и легче на душе,
 Светлей и на душе 
Мне станет вскоре.

Лучшей сочинительницей частушек в нашем поселении является Здрогова Галина Геннадьевна. Из её перечня частушек хочется выделить одну из них:


Эй, подруга, выходи,
А я уж вышла.
Верхневарженску гармонь
Даже в Туле слышно.


Эти строки вовсе не выдумка, так как наша варженская земля вскормила и вспоила немало творческих людей, обладающих тем или иным даром, в том числе и музыкальным. И судьба разбросала их по разным уголкам нашей страны, поэтому и в Туле, и в других городах живут наши земляки, которые играют и поют по-варженски.


Поливай, подруга, розу,
Поливай зелёную.
Вспомни прежние гуляночки
И жизнь весёлую.


Так пусть же эти народные традиции не забудутся в других поколениях и не перестанут звучать частушки по-варженски. А варженская земля склоняется только перед теми людьми, кто ценит свои корни, кто видит смысл жизни на ней, черпает из неё свою силу и уверенность в завтрашнем дне.


При обработке материала использованы воспоминания жителей деревень.
 Составитель: Ворошнина Тамара Васильевна

Комментариев нет:

Отправить комментарий