Все о Верхней Варже (Великоустюгский район Вологодской области)

Все о Верхней Варже (Великоустюгский район  Вологодской области)
Дорогие земляки!
Обращаемся к вам с огромной просьбой: для публикации на блоге поделиться воспоминаниями, фотографиями, фронтовыми письмами
и другими материалами о Верхней Варже и ее жителях.
Ждем Ваших писем по адресу: t.n.n@mail.ru Спасибо!

пятница, 5 января 2024 г.

«День жаворонка» в народной традиции Верхней Варжи

В Сборнике материалов 2 Всероссийской научно-практической конференции «Традиции народной культуры: проблемы изучения, сохранения и восстановления» - Вологда, 2017. помещена экспедиционная работа С.В. Балуевской, К.Л. Лебедевой «Жаворонковый день» в народной традиции Великоустюгского района Вологодской области», в которой «День жаворонка» особенно ярко отражён на примере нашей местности.

«В системе народного календаря особое место занимает дата 22 марта, именуемая в великоустюгской местности как «жавороночный день», «День жаворонка», «Цивилюшной день», «Сорок святых, Сорок мучеников». По народным приметам жаворонки прилетают одними из первых перелётных птиц, являясь, тем самым вестником нового календарного времени. Исследователь А.В. Гура в работе «Символика животных в славянской народной традиции» определяет жаворонка как одну из «чистых», «божьих» птиц, почитаемых в народе.

Слово «цивилюшки» соотносится с образом жаворонков и, в целом, с птицами.

Именуется этот день и как «Сорок святых, Сорок мучеников», что связано с отмечаемым православной церковью праздником памяти сорока Севастийских мучеников. В этот день принято ходить в церковь, молиться, ставить свечи к почитаемой иконе. Как упоминают жители деревни Мякинницыно Верхневарженского сельсовета Великоустюгского района: «Насобираётця сколько (людей), дак нельзя было народу зайти в церкву – некуда было. И все, знацит, несём свицьки, ставим. Севодни сорокоус сорок Святых уж там скоко, какую свицьку купишь – подороже ли, какую тебе надо, и наставим. Вот все – все иконы заставим. Очень хорошо, девки, было, очень хорошо».
Данное название праздника соотносится с числом сорок, которыми определяются важные временные периоды в жизни человека. 40 недель вынашивается ребёнок в утробе матери, на 40 день принято крестить младенца, 40 дней душа умершего осуществляет переход из одного мира в другой и тому подобное. Это числовое значение в верхневарженской местности Великоустюгского района находит отражение в ритуальной выпечке – в этот день стряпают птицу («матку») с сидящими на ней 40 детками. По народным представлениям название связано и с орнитоморфным образом – образом «сороки». Это можно объяснить с точки зрения единого морфемного состава слова (омонимы): «сорока» как числовое значение и «сорока» как наименование птицы. Например, говорят: «В Сороку Святых стряпали эти цивилюшки» или «Сорока Святых – она в марте» (деревня Мякинницыно Верхневарженского сельсовета).

В Великоустюгской местности зафиксировано многообразие видов ритуальной выпечки, именуемой «цивилюшки» ( Верхневарженский сельсовет).

Печенье может представлять:
-«жаворонок», «курочка»,

-образы семейной жизни: многодетной матери («курочка и сорок цыплят»), «большая птичка кормит маленьких» (деревня Мякинницыно Верхневарженского сельсовета).

В Верхневарженской местности зафиксирована информация о том, что помимо «курочек» могли лепить «петушков», а также животных – «козлов» /«козликов», «коней», «барашков» (деревня Мякинницыно Верхневарженского сельсовета).

Зафиксирована информация о более сложных в композиционном отношении формах выпечки. Например, упоминается о том, что из теста лепили «сорок святых, сорок мучеников», которых особым образом размещали на «птице» (деревня Мякинницыно Верхневарженского сельсовета). Основу таких форм составлял большой сочень в виде «птицы», один край которого вытягивали вверх, имитируя голову, остальные края обрамляли жгутиком из теста. На этом сочне и располагали необходимые композиционные элементы.

Исследователь В. Я. Пропп в работе «Русские аграрные праздники» указывает, что крестьяне связывали начало весны с прилётом птиц, «причём полагали, что птицы приносят её с собой». «Чтобы вызвать прилёт птиц, а, следовательно, и начало весны, надо было этот прилёт изобразить, имитировать его». Потому хозяйки готовили выпечку в виде птиц, а дети и молодёжь бегали с печеньем по деревне, зазывая весну.

В Великоустюгской традиции с помощью печенья девушки на выданье гадали: «Это замуж, знацит, им, которым жениха надо, дак оне эту цивилюшку выносили на улицю» (деревня Марилово Верхневарженского сельсовета). Загадывая на свою судьбу, девушки выносили «птичек» на улицу, клали на возвышенное («видное») место – крышу, поленницу, кол, столб, крыльцо, ветку дерева и тому подобное (деревня Малиново Верхневарженского сельсовета).

При этом приговаривали:
«Ворона, ворона,
Где мой сужёной,
Туда и цивилюшку неси»
(деревня Антушево Верхневарженского сельсовета).

Затем наблюдали – в какую сторону птица понесёт, с той стороны придёт жених:

«Куда ворона понесёт,
Там и жених у меня»
(деревня Антушево Верхневарженского сельсовета).

«Куда ворона поташшит,
Дак там мой сужёной»
(деревня Мякинницыно Верхневарженского сельсовета).

Деревенские жители упоминают о том, что с помощью птиц могли гадать и парни (деревня Мякинницыно Верхневарженского сельсовета).

Пожилые женщины, гадая подобным образом, загадывали о дальнейшей судьбе – проживут или нет ещё год. И если птица уносила печенье в сторону кладбища – это предвещало скорую смерть.

Иной вариант гаданья зафиксирован в варженской местности Великоустюгского района. Девушки клали выпечку себе в карман и отправлялись в гости. При этом старались особо не разговаривать, а по задаваемым вопросам и рассуждениям определить своё будущее. Взрослые, зная, что в этот день ходят с «цивилюшками», при встрече, как правило, высказывали благопожелания: «хорошо будешь учиться», «замуж пойдёшь – большая уж» (деревня Мякинницыно Верхневарженского сельсовета).

Печеньем могли закармливать птиц, для чего испечённых «жаворонков» клали на снег или крошили на дорогу.

«Покрошат на дорогу ли куда – нибудь на такое местечко, где снегу поменьше, на дорогу, дак собирали птички»

(деревня Марилово Верхневарженскрого сельсовета).

При этом потчевали, приговаривали: «Кушайте на здоровье!»

(деревня Мякинницыно Верхневарженского сельсовета).

Согласно народным верованиям и представлениям осуществляемые в «жавороночный день» обряды предопределяли скорое наступление нового календарного периода (весны), позволяли предсказать будущее, призваны были обеспечить жизненное благополучие семье, роду, общине».

Комментариев нет:

Отправить комментарий