Часть 1.
Продолжение: Часть 2
Молодость отпечаталась в сознании наших исполнительниц так ярко, что только диву даешься, насколько свежи, полны конкретных деталей их воспоминания о праздниках и гуляньях, о захватывающей радости совместной работы, о подругах и ребятах-товарищах. Поэтичен мир народных земледельческих праздников: цветы и травы, девичьи гадания о суженом - вся природа заодно с играющей молодежью! Это у нее, у природы, у тайных ее сил, вызывающих к жизни рост и цветение всего живого, спрашивает девушка о своей судьбе: «Десятого-одиннадцатого числа июля, в канун Петрова дня, крапиву надо заломить, нагнуть и сказать: «Будет ли он мой?». Если встанет - то сбудется. Или цветы трав - разных-разных - связать букетиком — и под голову. Суженый и приснится: должен придти за букетиком... А вот на Иванов день так гадали: пойди в поле, отсчитай девятую борозду, да и сядь в рожь — что почудится? Спросишь: «Где мой суженый?» С какой стороны забрякает, оттуда и жених.»
В календарных праздниках непременно присутствуют состязания в силе и ловкости. Весной ребята ставили для себя и девушек «круглую качулю» (качели), играли в мяч. На масленицу парни и девушки парами катались с гор по настеленным шестам, что, конечно, требовало большой смелости и сноровки. На Егорьев день устраивали конные состязания — скачки: у кого кони лучше? Устраивали и «кулачные бои». «Вот на гулянье один круг - пляшут, а другой круг молодяшок (молодых парней) и мужиков - борются. С боротья шибко сёрдцо-то и начиналось - ссоры эти». Боролись, тем не менее, по известным правилам, недопустимые приемы немедленно пресекались: «Были у нас борцы такие, что руки выламывали, - так одного парня в реку загнали за это».
В праздники жители окрестных деревень сходились на гулянье к церкви в Мякинницыно. «Все пивные праздники пели», - рассказывали исполнительницы. «Пивными» считались большие праздники, к которым варили пиво: это, в первую очередь, местные общинные праздники. Гуляли и на «помочах», вечером после работы - плясали под песни и под гармонь, пели частушки.
Удивительно изящные по голосоведению местные многоголосные медленные частушки («короткие песни»)1, плясовые песни — внутренне упругие, энергичные, но отнюдь нескорые, виртуознаягармошечная игра составляли неотъемлемую часть многолюдных гуляний на большие праздники. Звучали на них и многоголосно распетые «романсы», лирические песни наиболее позднего слоя, и традиционные старинные лирические песни. Однако этот репертуар исполняли взрослые мужчины и женщины - «девок» на праздники (как и на свадебный пир) не пускали («за позор считали»). Конечно же, молодежь в своем кругу, часто потихоньку от взрослых, училась плясать, петь частушки и плясовые песни. Их не возбранялось петь на зимних молодежных «игрищах» в избе. «Откупят избу в святки и пляшут. И в будни собирались: у тебя, а потом у меня, - рассказывали нам певицы. - Уже лет с четырнадцати девки ходили на прядельницы (беседы), а там пели, играли в игры разные. Парни придут, и с парнями играли». Вар-женские певицы знают много детских и молодежных игр с песнями — «Ходит Борисушко», «Хожу я, гуляю вдоль по хороводу», «У дядюшки Трифона», «Летели две птички», «Как по морю», «Заинька». Напевы игровых песен близки, они отлились в четкую интонационную форму, которая тесно связана с самой игровой ситуацией. Большинство игр представляет собой выбор пары: так играются песни «Ходит Борисушко», «Хожу я, гуляю», «Как по морю». Детские игры «У дядюшки Трифона», «Летели две птички» представляют собой тип игры «делай как я», и песни в них выполняют важную организующую функцию.
Цыганёнышок не бел — загорел, да
Удивительно разнообразны плясовые песни Варжи. Их тексты, полные молодого задора, тонкого и мягкого юмора, распетые в многослойной аккордовой фактуре, пленяют своим светлым образным строем. Эти песни в свое время были важной частью музыкального быта деревенской молодежи. Они и сейчас составляют почти треть репертуара варженских коллективов.
Плясовые песни пелись на святочных «игрищах», в избе или весной на улице, на гуляньях. Собирались девушки, начинали плясать. Пока не пришли парни с гармошкой, плясали «кадрель» под песни. «Кадрель» могли плясать вчетвером (две пары), а могли и просто двигаться по кругу, притопывая и свободно поворачиваясь. Очевидно, здесь хореография и напевы «кадрели» формировались на основе традиционных круговых хороводов, постепенно вытесняя их в условиях меняющегося музыкального быта деревни начала нашего века. Мелодико-ритмические «формулы» варженских плясовых песен представляют собой наиболее распространенные в различных областях России типы хороводных песен.
Кроме плясовых песен, под пляску исполнялись и частушки-припевки. Исполнители называют их «короткими песнями на новый голос», в отличие от частушек на «прежний», или «пологий» голос, которые пелись в лесу, по дороге с поля, на «посиденках» наряду с лирическими песнями. Как правило, в частушках «на пологий голос» видны черты музыкального языка, свойственные местным традиционным жанрам, в первую очередь - лирическим песням. «Короткие на новый голос» (то есть плясовые припевки-частушки) легко сопоставимы по своему стилю с плясовыми песнями, такими, например, как песня «Красива девушка вила кудерышка»
Продолжение: Часть 2
Мир художественных образов северной русской крестьянки, рожденный жизнью, многообразен и един. И начинался он с песни - с колыбельной песни. Маленький человек, еще в колыбели вслушиваясь в интонации песни, запоминает их на всю жизнь. Интонации эти, вместе с родной речью, неповторимой «музыкой» местного говора, голосом матери или бабушки входят в жизнь ребенка как знак добра, света, радости, покоя. Правда, не всем выпадала радость в детстве слушать колыбельные песни. «Какие песни, работала ведь! - рассказала нам женщина в одной деревне, - с ребенком свекровь оставалась. По зыбке как даст долонью (ладонью) - ребенок под подушечку и не выглядывает... а я зареву и побежу на работу...».
На нашу просьбу спеть колыбельную женщины обычно охотно откликались, вспоминая свое детство или дорогие минуты, проведенные наедине с ребенком.
Я качала-окала да по головке хлопала,
По головке хлопала да маму с поля гаркала:
- Приди, маменька, домой да пообедаем с тобой
Молодость отпечаталась в сознании наших исполнительниц так ярко, что только диву даешься, насколько свежи, полны конкретных деталей их воспоминания о праздниках и гуляньях, о захватывающей радости совместной работы, о подругах и ребятах-товарищах. Поэтичен мир народных земледельческих праздников: цветы и травы, девичьи гадания о суженом - вся природа заодно с играющей молодежью! Это у нее, у природы, у тайных ее сил, вызывающих к жизни рост и цветение всего живого, спрашивает девушка о своей судьбе: «Десятого-одиннадцатого числа июля, в канун Петрова дня, крапиву надо заломить, нагнуть и сказать: «Будет ли он мой?». Если встанет - то сбудется. Или цветы трав - разных-разных - связать букетиком — и под голову. Суженый и приснится: должен придти за букетиком... А вот на Иванов день так гадали: пойди в поле, отсчитай девятую борозду, да и сядь в рожь — что почудится? Спросишь: «Где мой суженый?» С какой стороны забрякает, оттуда и жених.»
В календарных праздниках непременно присутствуют состязания в силе и ловкости. Весной ребята ставили для себя и девушек «круглую качулю» (качели), играли в мяч. На масленицу парни и девушки парами катались с гор по настеленным шестам, что, конечно, требовало большой смелости и сноровки. На Егорьев день устраивали конные состязания — скачки: у кого кони лучше? Устраивали и «кулачные бои». «Вот на гулянье один круг - пляшут, а другой круг молодяшок (молодых парней) и мужиков - борются. С боротья шибко сёрдцо-то и начиналось - ссоры эти». Боролись, тем не менее, по известным правилам, недопустимые приемы немедленно пресекались: «Были у нас борцы такие, что руки выламывали, - так одного парня в реку загнали за это».
В праздники жители окрестных деревень сходились на гулянье к церкви в Мякинницыно. «Все пивные праздники пели», - рассказывали исполнительницы. «Пивными» считались большие праздники, к которым варили пиво: это, в первую очередь, местные общинные праздники. Гуляли и на «помочах», вечером после работы - плясали под песни и под гармонь, пели частушки.
Удивительно изящные по голосоведению местные многоголосные медленные частушки («короткие песни»)1, плясовые песни — внутренне упругие, энергичные, но отнюдь нескорые, виртуознаягармошечная игра составляли неотъемлемую часть многолюдных гуляний на большие праздники. Звучали на них и многоголосно распетые «романсы», лирические песни наиболее позднего слоя, и традиционные старинные лирические песни. Однако этот репертуар исполняли взрослые мужчины и женщины - «девок» на праздники (как и на свадебный пир) не пускали («за позор считали»). Конечно же, молодежь в своем кругу, часто потихоньку от взрослых, училась плясать, петь частушки и плясовые песни. Их не возбранялось петь на зимних молодежных «игрищах» в избе. «Откупят избу в святки и пляшут. И в будни собирались: у тебя, а потом у меня, - рассказывали нам певицы. - Уже лет с четырнадцати девки ходили на прядельницы (беседы), а там пели, играли в игры разные. Парни придут, и с парнями играли». Вар-женские певицы знают много детских и молодежных игр с песнями — «Ходит Борисушко», «Хожу я, гуляю вдоль по хороводу», «У дядюшки Трифона», «Летели две птички», «Как по морю», «Заинька». Напевы игровых песен близки, они отлились в четкую интонационную форму, которая тесно связана с самой игровой ситуацией. Большинство игр представляет собой выбор пары: так играются песни «Ходит Борисушко», «Хожу я, гуляю», «Как по морю». Детские игры «У дядюшки Трифона», «Летели две птички» представляют собой тип игры «делай как я», и песни в них выполняют важную организующую функцию.
Цыганёнышок не бел — загорел, да
Сами знаете — не в горенке сидел, да
В полевой работке жаром загорел, да
Не коская ' в поле травонька, да
За колечко бранит мамонька, да
Не брани, родная мамка, не боюсь, да
В воскресенье побасчае наряжусь!
Удивительно разнообразны плясовые песни Варжи. Их тексты, полные молодого задора, тонкого и мягкого юмора, распетые в многослойной аккордовой фактуре, пленяют своим светлым образным строем. Эти песни в свое время были важной частью музыкального быта деревенской молодежи. Они и сейчас составляют почти треть репертуара варженских коллективов.
Плясовые песни пелись на святочных «игрищах», в избе или весной на улице, на гуляньях. Собирались девушки, начинали плясать. Пока не пришли парни с гармошкой, плясали «кадрель» под песни. «Кадрель» могли плясать вчетвером (две пары), а могли и просто двигаться по кругу, притопывая и свободно поворачиваясь. Очевидно, здесь хореография и напевы «кадрели» формировались на основе традиционных круговых хороводов, постепенно вытесняя их в условиях меняющегося музыкального быта деревни начала нашего века. Мелодико-ритмические «формулы» варженских плясовых песен представляют собой наиболее распространенные в различных областях России типы хороводных песен.
Кроме плясовых песен, под пляску исполнялись и частушки-припевки. Исполнители называют их «короткими песнями на новый голос», в отличие от частушек на «прежний», или «пологий» голос, которые пелись в лесу, по дороге с поля, на «посиденках» наряду с лирическими песнями. Как правило, в частушках «на пологий голос» видны черты музыкального языка, свойственные местным традиционным жанрам, в первую очередь - лирическим песням. «Короткие на новый голос» (то есть плясовые припевки-частушки) легко сопоставимы по своему стилю с плясовыми песнями, такими, например, как песня «Красива девушка вила кудерышка»
Ансамбль деревни Ворошнино. 1976 г.
Продолжение следует: Часть 3
Комментариев нет:
Отправить комментарий